Растафарианство, История возникновения

эклектическое религиозное верование, сложившееся на Ямайке в начале XX века на основе смеси христианства, местных карибских верований, верований чёрных потомков рабов из западной Африки и учения ряда религиозно-социальных проповедников (в первую очередь Маркуса Гарви). Растафарианству исторически предшествовали так называемые культы покомания.

На практике растафари появилось примерно так: ямайские негры, накурившись анаши, услышали от местного деятеля Маркуса Гарви[1] проповедь о том, что скоро в Эфиопии на престол взойдет последний из потомков Соломона, являющийся на самом деле Богом, и вдруг — в 1930 году рас Тафари унаследовал императорский престол, что негры на Ямайке поняли по-своему[2], и решили назвать себя в честь него растафарианами (англ. rastafarian — «приверженец раса Тафари», или, короче — rasta, отсюда — возвышенное rastaman — «человек раста»). Маркусу Гарви, видевшему себя мессией, такой поворот дел не понравился, и он начал утверждать, что живой человек не может быть богом, но зато нашлись другие — проповедник Леонард Хоуэлл, организовавший позже в горах и джунглях Ямайки общины с культом себя, а также Дж. Хибберт и А. Данкли; с тех пор и начинается история собственно растафари, а также отделение его от «гарвиизма», хотя Гарви таки считается теологическим и идейным зачинателем сего культурно-религиозного явления.

Растафари в 1920—1950-е годы верили в то, что император Эфиопии Хайле Селассие (1892—1975; император с 1930 по 1974, в результате ряда войн и переворотов) — живой Бог, последнее воплощение Бога на земле; что скоро он заберет свой народ — черных — на их родину, в Эфиопию, или же Сион; что Эфиопия (Сион, или по-английски Зайон) — Земля обетованная, так как они не особо интересовались, что происходит в Эфиопии, и мало знали про режим эфиопского императора.

Растаманы также верили в то, что белые люди обманули чёрных, дали им неправильную Библию, скрыли от них настоящее имя Бога (растаманы называют его «Джа»[3]), и пленили в западной стране — Вавилоне, причем снова скрыв и это; то, что Ямайка и Запад в целом на самом деле Вавилон (под этим они понимали страну страданий и плена), они решили, исходя из их мнения о том, что негры — истинные иудеи (нынешние евреи, по мнению ямайских негров, не тру, а фейк, придуманный белыми для вытеснения черных с их исконного места богоизбранного народа), а раз иудеев уже раз пленили — в VII веке до н. э., Навуходоносор Вавилонский — то и их, потомков тех иудеев, пленят в том же месте, то есть в Вавилоне. Стоит отметить, что слово «Вавилон» растаманы понимали буквально, в библейском смысле, ассоциируя его при этом со всем западным миром (в тонкостях географии, истории и прочих «сказок белых» растаманы не разбирались), причем ключевым для них было представление о нем как о тюрьме, месте пленения, а отнюдь не использование его как синонима к «обществу потребления» (как сейчас считает большинство адептов растафари) — ибо самого понятия «общество потребления» в первой половине XX века еще не было, а если бы и было, то для Ямайки с её нищетой оно было бы неактуальным.

Ключевые фигуры раста
Маркус Гарви

180px-Marcus_Garvey_1924-08-05_1.jpg


Отец-основатель — Маркус Гарви. 1924 г.
Весьма примечательная личность. Образование получал в школе, до 14 лет, далее — только самообразование. В 1914 г. основал на Ямайке «Всемирную ассоциацию по улучшению положения негров» (UNIA). Попал в черный список за попытку организовать рабочий профсоюз и уехал в 1915 в США. Там заявлял, что афроамериканцы могут добиться уважения к себе, укрепляя свою экономическую мощь.

«Где у чернокожего правительство? Где его король и королевство? Где его президент, его страна, его послы, его армия, его флот и его финансовые воротилы? Я не мог их найти. Я решил, что помогу их создать» — говорил Гарви, и пытался создать сеть принадлежащих неграм организаций (магазинов и т. п.). Был сторонником расового разделения и сотрудничал с Ку-Клукс-Кланом.

В 1925 за мошенничество попал на 5 лет в тюрьму, из-за чего растерял свое влияние. После 1930, когда Тэфэри Мэконнын стал императором Эфиопии, а ямайские негры решили, что не за горами пришествие царства божьего, пытался убедить растаманов, что они ошибаются, а Хайле Селассие — не тот, о ком он проповедовал. Умер 10 июня 1940 от двойного инсульта, читая собственный некролог в газете Chicago Defender, которая утверждала, что он умер в «нищете, забвении и всеми покинутый» (пруфлинк).

Хайле Селассие
Урожденный Тэфэри Мэконнын (sic) — эфиопский феодал, внучатый племянник императора Менелика II. Родился 23 июля 1892 года. В 1916 году был отправлен новым императором Иясу V в ссылку за сепаратизм. В том же 1916 г. в результате усобицы разбил силы раса Микаэла, поддерживавшего легитимного императора, и принял титул регента и раса. Чтобы закрепить свою власть и противостоять другим феодалам, модернизировал армию. В 1929-30 гг. победил феодала Балчу (весьма коварно, за что Балча назвал Тэфэри «получеловеком-полузмеей») и законных правителей страны — царицу Зоудиту, дочь Менелика II, и ее мужа раса Гугсу, после чего провозгласил себя императором под именем Хайле Селассие — «Власть Троицы». В 1935 г. в страну вторглись итальянцы, к 1936 г. захватили ее, Хайле Селассие бежал в Британию, а вернулся в 1940 вместе с наступавшими англичанами. В 1960 произошла первая попытка переворота, организованная молодыми офицерами, интеллигенцией и студентами, выступавшими за экономический и социальный прогресс; переворот был пресечен, организаторы наказаны. В 1962 г. незаконно лишил автономии Эритрею и положил начало 30-летней кровавой войне. В 1966 г. посетил Ямайку, чем привел тамошних негров в благоговейный трепет. В 1972-74 гг. в Эфиопии разразился голод, унесший жизни неск. сотен тысяч человек. Правительство Хайле Селассие этот факт пыталось скрыть от мирового сообщества и бросило умирающих людей на произвол судьбы. В стране усилилась инфляция, рост цен (особенно на продукты питания и топливо), безработица. В результате всего этого в 1974 произошла революция, начавшаяся с выступления военных, поддержанных затем всем обществом; Хайле Селассие был свергнут, а через полгода убит.

В то, что Хайле Селассие — бог, растаманы Ямайки верили и после его смерти в 1975 году, считая, что вести о его свержении и гибели — вранье белых людей.

Боб Марли
180px-Music_Bob_Marley_004804_.jpg


Боб, такой Марли
Роберт Неста Марли, 1945—1981. Объект фапа всех отечественных растаманов. Самый известный музыкант регги. 95% растаманов во всем мире считают его основателем растафарианства (!); да что там, даже в Африке многие считают, что растафарианство — антирасистское движение, основанное Бобом Марли. И неважно, что Боб Марли пришел в растафарианство на третьем десятке лет своей жизни, и тогда же перешел от исполнения ска и калипсо к регги.

Марли приехал в Америку с Ямайки.
С собой он привез религию бога Раста.
Пророком этой религии он объявил самого себя, а главным ее ритуалом… свою музыку. Все последователи нового религиозного движения одновременно должны были стать и адептами нового музыкального стиля. Они называли себя «rast's people» — люди Раста. У нас их стали называть «растоманами».
Общаться с Растом было занятием непростым: для свидания с ним требовался своего рода проводник. Инстанция эта, присутствовавшая в растении Cannabis sativa, или все в той же конопле, получила имя Джа.
Бог Джа должен был открыть сознание курильщиков конопли для получения ценных указаний от бога Раста. А чтобы указания слышались особенно внятно, сопровождались они музыкой Раста.
Большинство растоманов, особенно отечественных, конечно, не понимали, что Раст — крайне жестокий бог-разрушитель одного из ответвлений культа вуду, распространенного на Кубе и Ямайке.

Александр Геннадьевич Данилин, «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости»

Не беспокойся о чернилах.
Многие, более зрелые, авторы рутс-регги считали, что его музыка — не истинно растафарианская, ведь пел он не о традиционных для растаманов темах, да и сильно политизировался, особенно во вторую половину 1970-х.

Единственная заслуга Боба Марли состоит в том, что он превратил регги из религиозной в массовую музыку, популярную во всем мире, расширив тематику текстов регги и сделав их легкими и годными для прослушивания объебосами во всем мире. Этого ему хватило для получения 37 места в списке 500 лучших музыкальных композиций и своей звезды, а дреды Боба Марли — образец для подражания всех растаманов.

Также Боб Марли принял православие перед своей смертью, ибо «ортодоксальное» христианство считается растаманами истинной религией для эфиопов.

 
Последнее редактирование модератором:
Назад
Сверху