История использования конопли в древнем мире: От первого использования в хозяйстве и медицине, до начала традиций рекреационного и спиритического упот

Волшебник Изумрудного Города
Команда форума
₲188
image.png

Автор оригинала: Дэвид Биенинсток

Однажды, известный писатель фантаст и просветитель, Карл Саган, предположил, что именно конопля стало первым растением, которое человек стал целенаправленно культивировать в хозяйственных целях, тем самым позволив человечеству стать оседлым, а не кочевым сообществом. Стоит заметить, что хотя сам Саган был сторонником легализации и потребления конопли в целях «расширения сознания», данная теория не так и далека от истины. Хотя трудно сказать, какая именно культура была приручена первым, согласно археологическим находкам точно известно, что ещё в 10,000 году до нашей эры, жители степей Евразии культивировали конопли в хозяйственных, медицинских, спиритических и рекреационных целях.

По факту, 12,000 лет это крайне большой промежуток времени. Для исторического сравнения, получается, что человечество уже культивировало коноплю и активно использовало её в быту ещё тогда, когда мамонты обитали в Сибири. Несмотря на сравнительно существенный срок существования глобального режима строгой криминализации производства, потребления и хранения растения конопли и связанных с ним продуктов, столь длительную связь конопли и человечества не удалось сломить запретами, что в итоге привело к современной «оттепели» в отношении статуса конопли, наблюдаемой в Америке и странах Европы. В данной статье мы рассмотрим любопытные факты из истории применения конопли разными культурами и этносами на протяжении истории человечества, начиная от использования фрагментов растения в практических целях, заканчивая археологическими подтверждениями первых случаев использования конопли в ритуальных и рекреационных целях.

Конопля и древние религиозные ритуалы:

Самые ранние археологические памятники, касающиеся культивации конопли, представляют собой продукты текстиля, произведённые из растений, которые являлись далёкими потомками современных сортов, со значительно более низкими концентрациями каннабиноидов. Любопытно, но спектрографический анализ данных объектов указывает на то, что постепенно, концентрация психоактивных каннабиноидов в подобных растениях росла, возможно ввиду того, что люди постепенно отбирали для дальнейшего разведения образцы кустов, содержащих в себе полезные в терапевтическом и рекреационном потреблении вещества.

В любом случае, первые достоверные свидетельства потребления конопли в рекреационных целях, относятся к 500 году до нашей эры: Это образчик останков курильницы из дерева, пропитанной остатками каннабиноидов, обнаруженный в западных регионах Китая в начале года. Говоря точнее, остатки смолы на небольшой курильнице, указывают, что растительный материал, или гашиш, помешался в специальный слот на устройстве, где он поджигался и источал дым. Сам объект был обнаружен в небольшой хижине, которая использовалась для церемоний и религиозных обрядов, в компании музыкального инструмента, похожего на арфу, что натолкнуло исследователей, в том числе и главу обнаружившей предмет экспедиции, Имина Янга, на мысль о том, что совместно, артефакты могли использоваться в погребальных обрядах древних народов средней Азии. «Судя по всему, подобные церемонии являлись формой отпевания усопшего, в ходе которой гости погружались в транс с помощью ритмичной музыки и паров исходящих от сжигаемой конопли», отмечает доктор Янг.

Распространение растения по континенту:

Учитывая, что место обнаружения описанного в предыдущем параграфе артефакта приходится на регион памирских гор, некоторые эксперты сразу же предположили, что конопля, как ресурс имеющий определённую ценность для разных народов, могла распространяться по всему континенту с древних времён, благодаря древним торговым путям, вроде Великого Шёлкового пути. Собственно, опираясь на данный фактор, Роберт Спенглер, директор лаборатории изучения истории человечества при Институте имени Макса Планка, предполагает, что именно по этому торговому пути, конопля разнеслась от своей исторической колыбели, скорее всего находящейся где-то в регионе центральной Азии, по всем уголкам континента Евразии, адаптируясь к разным климатическим условиям и принимая ныне узнаваемые формы. «Учитывая новое подтверждение из Китая, а также расположение места обнаружения данного артефакта по отношению к древним торговым путям, можно уверено утверждать, что как и многие другие культуры растений, используемые в быту и хозяйстве, конопля была разнесена по всему континенту, а после и миру, торговцами и переселенцами», утверждает он. «Хотя столь крепкое, неприхотливое и приспосабливаемое растение, как конопля, вполне могла бы разнестись по миру и самостоятельно, всё новые и новые доказательства указывают на возможность того, что человечество значительно поспособствовало глобальному распространению и ныне наблюдаемому генетическому многообразию вида конопли».

Любопытно, но сама идея криминализации конопли, а вернее, её потребления, также является довольно древней. Как показывают имеющиеся документальные источники, вполне возможно, первый юридический запрета на ограничение потребления конопли был принят в 1253 году нашей эры, в египетском халифате. Тогда власти Каира арестовали группу мистиков суфиев за употребление конопли в общественном месте, а также за использование общественного сада для посадки небольшой плантации конопли для спиритического применения. Удивительно, но тогда «фараоны» применяли к нарушителям сравнимые с современным режимом прогибиционизма наказания: За факт культивации растения, жителя Каира могли обезглавить на месте; потребителей же гашиша просто выводили на городскую площадь и показательно вырывали им часть зубов. Вполне очевидно, что как и современные запреты конопли, подобные законы вполне очевидно были направлены не столько на борьбу с растением и его потреблением, с сколько на подавление прав и свобод неких неугодных властям групп людей, которые выделялись склонностью к употреблению конопли в тех или иных целях.

В целом же, любопытно отметить, что подобные случаи ограничения права на потребление и культивацию конопли были сравнительно редким явлением, как на местном, так и на региональном уровне, до начала 20-века, ознаменовавшегося эпохой строгой криминализации. До этого же периода, конопля довольно универсально культивировалась по всему миру не только для применения в хозяйстве, но и для терапевтических целей.

Наиболее ранний случай использования конопли в качестве лекарства (2727 век до нашей эры, Китай)

Император Шэнь-нунь, являющийся культурным героем китайского фольклора, признаётся историей китайской нации, в качестве основателя восточноазиатской традиции земледелия и натурапатической медицины. Соответственно, согласно данным поверьям, полумифический персонаж, также является первым человеком, ставшим применять коноплю и экстракты растения в качестве лекарства от ряда заболеваний.

Согласно легенде, около 2,300 лет назад, на заре китайской цивилизации, Шэнь-нунь составил первый труд о медицине в истории нации, под названием «Том травной медицины Божественного Земледельца», содержавший информацию более чем о сотне разных лечебных растений, произрастающих на территории Китая, которые, он якобы перепробовал сам. Конопля имеет особое место в системе китайской традиционной медицины, являясь одной из 5 священных трав, по поверью входящих в рецепт эликсира бессмертия и вечной молодости. С более практичной точки зрения, труд также описывает применение растения для устранения запоров, облегчения схваток при родах и болей, связанных с месячными, а также использование его экстрактов в устранении боли и онемения в мышцах, борьбе с ревматизмом, а также с состоянием, описываемым, как «старческая забывчивость», указывающего на то, что возможно, древние китайцы знали об эффективности применения конопли в терапии старческих нейродегенеративных недугов.

Начало использования конопли в религиозных обрядах и церемониях (1200 год до нашей эры, Индия)

Первое упоминание использования конопли и её компонентов в религиозных и спиритических церемониях, находится в Атхарваведе, одном из четырёх основных ведических текстов, составляющих центральный канон религии индуизма. Собственно, данный текст упоминает коноплю в качестве одного из пяти священных растений, ассоциирующимся с богом Шивой, что характерно, даёт ему «успокаивающие свойства и способность порождать чувство радости и удовольствия на душе». Следует отметить, что бог Шива, являющийся своеобразным архетипом трикстером индийской религии, обладающим даром трансформации и всезнания, любит употреблять коноплю в качестве подношения, в частности, в форме психоактивного напитка, под названием бханг, ныне свободно производимого и распространяемого на многих региональных фестивалях по всей Индии.

Следует заметить, что границы между рекреационным, медицинским и спиритическим применением бханга, по сути дела не существует. Даже после того, как власти Индии согласились поддерживать на своей территории положения международных ограничений в отношении конопли, жители Индии продолжали производить и употреблять бханг в ходе множества различных индуистских религиозных фестивалей. По сути дела, в некоторых частях страны, власти либо негласно игнорируют формальные запреты на производство напитка и необходимого для него сырья, в то время, как другие части страны содержат легальные пункты продажи бханга, также активно поддерживая проведение более решительных реформ на уровне федерального законодательства страны.

По сей день, бханг изготавливается по традиционному рецепту, описанному в священных текстах: Листва и соцветия растения собираются в ступке и толкутся пестиком, до приобретения вязкой, сжиженной консистенции; получившийся продукт добавляют в напиток на основе козьего молока с добавлением легких специй, после этого, смесь взбалтывается для смешивания жирной основы напитка с психоактивными соединениями. В зависимости от сезона и региона приготовления напитка, в его состав могут также входит такие ингредиенты, как миндаль, фисташки, лепестки роз, листва мяты, гарам масала, тёртый имбирь, семена фенхеля, анис, кардамон или свежий мёд.

Первая рекреационная «курильня» (800 год до нашей эры, Скифия)

Первое упоминание о традициях употребления конопли в сугубо рекреационных целях, относятся к труду «История», за авторством древнегреческого путешественника и учёного Геродота, являвшегося тогда одним из немногих людей, изъездивших весь известный жителям Европы мир.

Собственно, в одном из своих более дальних вояжей, пришедшихся на регионы средней Азии, в частности области южной Сибири, в округе Алтайских гор, историк стал свидетелем того, как представители кочевых племён скифов, собирались в специальной юрте, для совместного употребления конопли в рекреационных целях.

«В центре шатра из плотных шкур и тканей, располагается небольшая вырытая в земле ямка, в которую вставляется металлическая миска. Участники церемонии собираются внутри шатра и бросают в блюдо несколько камней, разогретых докрасна. После этого, к камням осторожно добавляется горсть семян или соцветий конопли, которые постепенно начинают тлеть в контакте с горячими камнями, источая очень густой и пьянящий дым, сбивающий человека с ног быстрее любой греческой парильни! Надышавшись этим дымом, скифы начинают кричать и плясать от испытываемого опьянения и вызванного им удовольствия», гласит текст Геродота.

Конечно, судя по продолжающимся находкам в регионе, народности средней Азии продолжали поддерживать традиции рекреационного и терапевтического потребления конопли и в дальнейшем, о чём можно судить по появляющимся куда позже артефактным аксессуарам для курения растения, в числе которых, можно особенно выделить уже описанные по внешнему виду тип курильницы, выполненные из чистого золота.

С коноплёй в царство мёртвых (500 год до нашей эры, Южная Сибирь)

Также в регионе сибирских степей и возвышенностей средней Азии обнаружилась масса находок, указывающих на применение конопли не только в религиозных и культурных обрядах местных народностей, но и в ритуалах, связанных с погребением человека и с его проводом в жизнь на том свете. Собственно, первая подобная находка, сама по себе, была крайне громким событием в мире археологии, благо, что артефакт, указывающий на использование конопли в погребальных обрядах (а именно, небольшой мешочек с семенами растения) был найден при отлично сохранившейся на протяжении 2,500 лет погребения мумии женщины, обнаруженной на Укокском плато. Судя по найденным в могиле украшениям и предметам быта, скорее всего, при жизни усопшая была молодой наследницей влиятельного и знатного рода предводителей древних кочевых культур. Более поздние анализы, ставшие возможными при развитии технологий спектрографии позволили учёным выяснить, что с большой вероятностью, молодая женщина могла погибнуть ввиду осложнений связанных с прогрессией рака груди, что породило новые гипотезы о предназначении обнаруженного с телом мешочка семян конопли, утверждающие, что на самом деле, фрагменты растения могли предназначаться для дальнейшего терапевтического применения в битве с недугом уже на том свете.

Параллельно, некоторые историки и культурологи полагают, что на самом деле, мумия была не представителем знатного рода, а религиозным лидером некой общины, что и объясняет наличие в могиле множества украшений, а также различных ингредиентов растительного и животного происхождения, которые могли являться «инструментами» шамана, необходимыми ему в новой жизни.

Первый зафиксированный случай приготовления пищи с экстрактами конопли (1000 год нашей эры, Марокко)

Судя по имеющимся письменным источникам, похоже, что первые массово производимые образцы продукта, считаемого современной конопляной закуской (то есть, продукты питания, содержащиеся в себе экстракт масел растения конопли) были созданы в Марокко примерно в 100 году нашей эры. Всё же, неспроста страна до сих пор считается одним из мировых лидеров по производству и экспорту гашиша, а также признаётся одним из центров культуры производства и потребления растения, имеющей непрерывную историю, длящуюся на несколько тысяч лет больше, чем история всех известных винодельческих регионов мира. До сих пор, многие фермеры Марокко, проживающие в горных регионах страны, продолжают производить коноплю и получающиеся из неё экстракты, вроде гашиша, используя по большей части те же самые методики и технологии, что применяли многие поколения их предков.

Собственно, сохранённый письменный рецепт приготовления конопляной пасты, пригодной для добавления в пищу, принадлежит бербероязычным народам региона, которые разработали его примерно 1,000 лет назад, в качестве новой формы удобной транспортировки конопли. Сам рецепт предельно прост: Кусок гашиша тщательно перетирается в порошок и смешивается с пастой из сливочного масла, содержащей кусочки фигов, фиников и различных орехов, которую можно свободно добавлять в разные типы пищи после её затвердевания. Чтобы избежать потери каннабиноидов в продукте, вместо обжига, для его сгущения, обычно использовался либо мёд, либо смесь из специй, вроде кардамона и имбиря с морской или розовой водой.

источник

 
Назад
Сверху