История Растафари

Введение:

Православие появилось в Новом Свете вместе с иммигрантами из Восточной Европы. Однако в отношении Аляски и островов Карибского моря это не так. О том, как крестили исконное население Аляски рассказано много, в то время как невероятная история появления на Ямайке Эфиопской православно церкви до сих пор не рассказана Африканская православная церковь гарвиитов (The Garveyite African Orthodox Church). Родившийся на Ямайке Маркус Гарви (Marcus Garvey) был лидером основанной им Всемирной ассоциации негритянского развития (Universal Negro Improvement Association - UNIA), которая в 20-х годах нашего столетия стала самой влиятельной в США негритянской организацией. Хотя сам он был католиком, Гарви настаивал на том, чтобы его последователи представляли себе Христа негром и основали свою церковь. Эта новая церковь не была ни католической, ни протестантской, что и было подчеркнуто в ее названии - 'православная' (orthodox)

Гарви активно распространял идею Христа-негра. Когда Его Величество Хайле Селассие I взошел на престол Эфиопии, именно эта идея, а также указание Гарви на Восток, откуда следовало ожидать пришествия Великого Царя, убедило многих из тех, кто в глубине души сомневался в африканской идее в том, что время освобождения уже пришло. Нельзя забывать, что в то время Ямайка по-прежнему оставалась британской колонией, и свобода для чернокожих существовала лишь на бумаге, несмотря на "официальную" отмену рабства за сто лет до описываемых событий. Церковь гарвиитов насчитывала тысячи прихожан на трех континентах и в свое время являлась символом борьбы против колониализма в Кении и Уганде.

Черные дети Израиля

Чернокожие рабы всегда ощущали очевидную близость с порабощенными иудеями. Некоторые из них развили эту симпатию до своего логического завершения, заявив о том, что они на самом деле и есть евреи, упомянутый в Библии народ.

Некоторые (среди них есть и антисемиты) придерживаются того мнения, что евреи ббиблейские израильтяне - разные народы. Некоторые исторические факты наводят на мысль о том, что существует более тесное родство между евреями-сефардами и африканцами, чем та связь, которая существует между ашкенази (европейскими) и сефардами (средиземноморскими) евреями. Есть свидетельства и тому, что многие библейские патриархи в действительности были чернокожими. Однако более всего евреев и растафарианцев роднит - общая для тех и других судьба народа-изгнанника, ведь описываемая в Библии горькая доля израильтян - наша реальность.

Одной из таких попыток, непосредственно относящейся к нашему рассказу, является так называемая Holy Piby - оккультная библия, переведенная с амхарского, в которой делается упор на разрушение белого Вавилона и возвращение в Африку - истинный Сион. Holy Piby была принята растафарианцами в качестве источника литургических текстов.

Гарви - пророк

В исторических пособиях Маркус Гарви является нам как политический лидер, ратовавший за экономическое равноправие черных и белых. Однако в устной традиции он предстает пророком и провозвестником Хайле Селасси I. Ему приписываются многие чудеса и сбывшиеся пророчества, главным из которых, безусловно, является предсказание о том, что в Африке взойдет на престол "могущественный царь", призванный принести освобождение от Вавилонского ига всем униженным и угнетенным. Когда эфиопский Принц Рас-Тафари был с помпой коронован Императором, многие на Ямайке сочли это событие очевидно сбывшимся предсказанием Маркуса Гарви. Так родилось Растафарианское движение.

Здесь совершенно отсутствует сверхнимание всех тех обстоятельств, которые явились причиной развития растафарианства. Мосайа Гарви стал катализатором процесса, который развивался в течение полных 300 лет, а коронация Эфиопского Царя явилась для нас пришествием Мессии.

Тем более что взошедший на трон был прямым потомком Царя Давида по линии Царя Соломона и Царицы Савской. Многим было предельно ясно, что Иисус Христос никак не относился к африканцам, так как всегда рисовался белым, а якобы принадлежащие ему изречения даже послужили моральным оправданием порабощения африканцев. "И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему" - это и стало обоснованием еретической по тому времени идеи чернокожего Христа. Многим и поныне не нравится эта мысль, скорее всего потому, что слово "черный" используется в Библии исключительно в негативном контексте; и наоборот - слово "белый" упоминается лишь в положительном смысле. Ратсафарианство никогда не было неким "ударом под-дых" в сфере политической демагогии, а было проявлением честного стремления африканцев обрести корни своего самосознания на Африканском континенте и в конечном итоге вернуться домой. Гарви тогда еще был жив. Его движение к тому времени потерпело крах, а сам он попал в тюрьму по обвинению в мошенничестве (впоследствии выяснилось, что обвинение было ложным).

Существовавшее в Эфиопии рабство во многом отличалось от того, которое было известно в Новом Свете. Это была система принудительного труда с элементом двустороннего договора, качественно отличавшаяся от оголтелого рабства, практиковавшегося в Западном Полушарии тем, что "рабы" имели свои неотъемлемые права. Имеется в виду то, что рабы никогда не были неким имуществом вроде домашнего скота как то было в Новом Свете. Указом Императора рабство было отменено в 1942 году, несмотря на общественное недовольство, хотя в отдаленных регионах страны оно продолжало существовать после этого еще много лет.

Гарви был несправедливо осужден за почтовое мошенничество, оправдали его лишь спустя 50 лет. Гарви изображался преступником и мошенником, по их мнению, он был бы эффективно нейтрализован. В то время как Растафарианцы самим своим существованием досаждали властям, ведь они побуждали иначе "послушных" людей критически осмыслить привычную систему стереотипов. Таким стереотипом, например, является представление об африканцах как о расе, представители которой никогда не смогут добиться чего-либо значительного. Поэтому неудивительно то, что власти стремились "раздавить крокодильчика до того, как он вылупился". Что касается Daily Gleaner, то, как показали дальнейшие события, газета была целиком на стороне консерваторов, громогласно поддержав политику правительства Александра Бустаманте, расправившегося с Растафарианцами методом грубой силы. Несмотря на то, что память Маркуса Мосайя Гарви свято хранится и в Африке и в среде африканской диаспоры, и даже то, что он посмертно признан национальным героем Ямайки, тем не менее, ямайкский эстаблишмент отказывается поддерживать популяризацию его идей, которые, как известно, направлены на то, чтобы улучшить долю африканского большинства на острове.

Классический период

С 1930 по середину 60-х годов, Растафарианство было религиозным местным ямайским движением с незначительным присутствием за пределами острова. Некоторые лидеры гарвиитов утверждали, что в лице Хайле Селассие I сбылось предсказание Маркуса Гарви. Растафарианское движение оставалось под руководством независимых Старейшин, придерживавшихся самых разнообразных убеждений. Всеямайская растафарианская церковь в то время не была еще сформирована, и даже не существовало согласия по поводу основной доктрины и общего для всех канонического писания; некоторые из Старейшин пользовались Holy Piby и вариантом Библии Джеймса I.

"Сверхнимание" (OVERSTANDING)

Классические растафарианцы видели в такой "анархии" и в беспорядке положительную сторону своего учения. Растафарианство не было религией, организацией или философией, растафарианство было активной попыткой распознать волю Джа и действовать сообразно с ней. Раста того времени были в основном необразованными крестьянами нищего Третьего Мира, однако они обращались к Растафарианству в чуть ли не талмудическом духе, собираясь на свои "разумения" (отчасти теологические дебаты, отчасти коллективные моления), в ходе которых они пытались найти Истину. Их подход отличался от того, как толковали Библию протестанты. Они были абсолютно уверены в том, что под божественным руководством придут к сверхниманию Истины, которую нельзя постичь лишь человеческими усилиями, Джа-Джа должен сойти на я-да-я и тогда люди становятся сопричастны Единому, который и есть Истина.

Мистицизм

Ранний растафарианский мистицизм ставил ударение на непосредственное присутствие Джа в "убоявшемся Бога" (dread). Божественная доктрина растафарианцев была тщательно разработана (хотя и не все из Старейшин правильно отличали сущность от энергии). Через единение с Джа убоявшийся становится тем, кем он является в действительности, но никогда не имел возможность быть. Этот процесс самопознания возможен только через покаяние. По этой же причине Раста никогда не пытаются обратить других в свою веру, а полагаются на ниспосланное Джа раскаяние. Мистический союз выражается местоимением "I'n'I" (я-да-я), которое может означать "я", "мы" или даже "ты" - все это в присутствии Джа.

I'n'I ("я и я" - каждый растаман в отдельности и все раста) не привлекают неофитов по той причине, что только Джа может обратиться к сердцу человека. Следовательно Ian'I не может тратить свое время на попытки спасти чью-то душу. Человек должен медитировать на Джа и непосредственно прислушиваться к Его словам ради спасения своей души. Джа - личное переживание, а не карманный допинг.

Община

Многие Раста жили и живут в джунглях, в лагерях, руководимые Старейшинами. В некоторых из таких лагерей существует разделение полов, и они напоминают монастыри (вплоть до гонга у ворот). Гораздо чаще - это восстановленные западно-африканские деревни. Убоявшиеся соблюдают предписания "диеты ital", основанной на Пятикнижии с различными добавлениями, и ведут духовный образ жизни. Мужчины в этих общинах обычно отращивают бороду, что редко можно было увидеть на Ямайке в тот период, о котором идет речь, так как тогда это могло стать причиной социальной и религиозной дискриминации и тем раста, кто имел рабочее место приходилось скрывать свою принадлежность и быть "гололицыми" (baldfaces).

Знаменитые "dreadlocks" (локоны убоявшихся) в классический период были лишь у малой части раста, в основном у тех, кто принял обет Назаретянина (oath of Nazirite). Совсем недавнее историческое исследование указывает на то, что dreadlocks стали популярны благодаря монашескому движению, противостоявшему неограниченной власти Старейшин, изначально несущей в себе зачатки коррупции. Эти "Воины Ниябинги" (nyabinghi warriors), принявшие обет безбрачия, почти пуритане, особенно осуждали "языческие пережитки" в Растафарианстве, а именно, продолжавшие существовать в среде убоявшихся ритуальные практики, относящиеся к похожей на "вуду" народной религии сельского населения Ямайки.

Следовательно, следует различать разные школы, объединенные под общим названием: Растафарианство. Вот некоторые из них:

Новообращенные православные, которые пытаются увязать Растафарианство и Эфиопское Православие;

Двенадцать Колен Израиля, которые видят в Хайле Селассие I воплощенного Христа; Бобо Дредс, которые видят Христа в Принце Имануэле I;Ниябинги - это исключительно те, кто дал Обет назорейства.

Репатриация

Среди немногих вещей, по поводу которых между Старейшинами не существовало разногласий, было то, что Хайле Селассие I - "божественного происхождения", хотя и было много споров вокруг того, что именно это означало. Кроме того, все без исключения были уверены в том, что он имел намерение вернуть негров из Нового Мира в Африку. Хотя мистическая интерпретация "возвращения на родину" и являлась передовой, нет никаких сомнений в том, что все ранние Старейшины, а также большинство современных, ожидали также и буквальной, физической репатриации. Это придало Растафарианству очевидный политический характер: все без исключения растафарианцы желали незамедлительно иммигрировать в Эфиопию. За исключением сионизма, это положение не имело аналогов в мире, и ямайские власти оказались неспособными справиться с ситуацией. Революционеры - это еще ничего, а тут вместо "Вся власть народу!" - растафарианский клич: "Отпустите мой народ!"

Шло время, это требование не выполнялось и их беспокойство по этому поводу становилось взрывоопасным. Ситуация стала особенно напряженной после 1954 года, когда правительство разогнало растафарианское крошечное государство Пиннакл (Pinnacle), которым управлял Старейшина Леонард Хоуэл точь-в-точь, как типичный западно-африканский вождь. Последователи Хоуэла мигрировали в трущобы Кингстона и его движение, бывшее деревенско-сепаратистским, продолжало развиваться теперь уже по типу гетто в столице. В конце 50-х начале 60-х годов некоторые растафарианцы в отчаянии отвергли принцип ненасилия, которого придерживались все настоящие Старейшины, и подняли ряд буйных восстаний, достигших апогея в кровавой перестрелке между растафарианцами и британскими солдатами. Эти беспорядки принесли растафарианцам не лучшую славу. Спустя несколько лет, когда станет популярна танцевальная музыка Реггей, они произведут совсем другое впечатление. Классический период изоляции и отчуждения подходил к концу.

Репатриация была делом растафарианцев, Гарви и африканской диаспоры вообще. Гарви предложил и отстоял замысел физическое возвращение африканцев на родину, по примеру эксперимента в Либерии и Новой Шотландии, где африканцам было предоставлена возможность вернуться на родной континент. Для этой цели Маркус создал Black Star Line Steamship Company, чья деятельность и стала поводом для скандала и обвинения в мошенничестве.

Всемирная Эфиопская Федерация

Упоминаемая в Библии, единственная африканская страна, отстоявшая свою независимость перед лицом мирового колониализма, Эфиопия всегда стояла особняком в сознании негров Нового Света, однако связь с ней почти отсутствовала вплоть до начала Второй мировой войны. В 1937 году правительство Хайле Селассие I в изгнании основало ВЭФ с целью собрать средства в помощь Эфиопии, воюющей с итальянцами, и организовать политическую поддержку негритянских националистов на Западе. ВЭФ продолжала существовать и после окончания войны, и хотя многие из ее филиалов находились под полным контролем активистов на местах, все они обеспечивали минимальную связь с Абиссинией.

Абба Лаике Мандефро (Abba Laike Mandefro)

В 1959 году церковь коптов-гарвиитов в Нью-Йорке попыталась улучшить свой канонический статус. В Эфиопию отправился их архиепископ, где его по его словам его повысили в сане, и вернулся он не один, а с группой молодых эфиопских священников: им предстояло поступить в американские университеты. Вновь прибывшие почти немедленно порвали с гарвиитами и основали приходы более ориентированные на потребности эфиопских эмигрантов. Спонсировавшая их приезд церковь пришла в непоправимый упадок. Один из приехавших молодых людей вскоре стал главным представителем Эфиопской православной церкви за пределами своей страны, имя его - Лаике Мандефро, экзарх Западного полушария, многие добавят: Апостол Карибского моря.

Grounation Day (День , когда Его Величество ступил на землю Ямайки)

Считается, что в связи с успехом Эфиопской православной церкви на островах Тринидад и Тобаго, Хайле Селассие I получил приглашение посетить эту страну в 1966 году. В это время Ямайка переживала социальный кризис. Ямайский эстаблишмент видел в растафарианцах революционную угрозу, которую необходимо было нейтрализовать. Группа ученых социологов посоветовало правительству, в качестве одного из способов достижения этой цели, укрепить отношения с Эфиопией. Правительство прислушалось к их совету и предложило Императору сделать остановку на Ямайке.

21 апреля Хайле Селассие I прибыл в аэропорт Кингстона. Отныне этот день будет называться у растафарианцев - "Grounation Day", "День вступления Его Величества на землю Ямайки". Есть достаточно много свидетельств тому, что самой целью приезда Хайле Селассие I на Ямайку была встреча с лидерами растафарианцев. В аэропорту его встречали тысячи дредов в белых одеждах, распевавших "Осанна Сыну Давидову!" Хайле Селассие принял делегацию известных Старейшин, среди которых были Mortimo Planno и, возможно, Joseph Hibbert. Точные детали этой исторической встречи восстановить невозможно, так как существует бесчисленное множество ее версий в ямайской устной традиции. Почти нет сомнений в том, что Его Величество призвал их принять православие, а также пообещал предоставить переселенцам из Ямайки земельные участки в Южной Эфиопии. В большинстве версий этой встречи подчеркивается то, что Его Величество передал Старейшинам тайное послание, вполне соответствующее его политике по отношению к развитию стран Третьего Мира: "Сначала постройте Ямайку".

Хотя у правительства Александра Бустаменте, учитывая его отношение к растафарианцам до и после этого события, и были тайные мотивы для приглашения Его Величества на Ямайку, однако всякий контроль над ситуацией сразу же перешел от правительства к собравшимся массам дредов и "гологоловых" (baldheads), т.е. "не-раста", которые устроили Его Величеству потрясающий прием. Его Величество встречали боем барабанов и пением Niahbingi с пальмовыми ветвями (кокосовыми за неимением финиковых) и гимнами, напоминающими воскресное пение. Этот торжественный эпизод, прежде всего, утвердил растафарианцев на ямайской общественной сцене. За 30 лет движение выросло, вобрав в себя значительное число преданных раста, если судить по количеству решивших отращивать волосы, и еще большее число людей, относившихся к растафарианцам с терпимостью и симпатией, а также соглашавшихся с основными ценностями Растафарай. Этот раста-центризм был впоследствии использован Манли и PNP, подготовив почву для того взрыва музыки Реггей, который за этим последовал.

Миссионерская деятельность на Ямайке

В 1970 году, приехав по приглашению Хибберта, Абба Лайк Мандефро стал крестить растафарианцев одного за другим. За год он окрестил 1200 дредов, заложив тем самым основы дальнейшему росту церкви. Его деятельность вызвала яростное сопротивление со стороны тех Старейшин, которые учили, что Хайле Селассие I является Джа по сути, и призывали крестить "во имя Рас Тафари". В Монтего Бэй лишь один дред принял Православие, и Лайк Мандефро окрестил его Анаду (Один Человек).

Для неправославных читателей

Православная теология различает несколько уровней божественности:

Лишь Несотворенный является "Божественным по сути".

Люди могут стать "божественным по причастию".

Иконы - это видимые каналы, по которым божественная энергия попадает в

мир.

Вопрос о том, к какому рангу божественности отнести Императора Хайле Селассие I и является камнем преткновения между православными и неправославными. Православные говорят, что он божественен по причастию и образу (iconicity), и заслуживает "дулеи" - почитания; "Двенадцать Колен Израиля" же говорят, что Он божествен по сути и заслуживает "латреи" - абсолютного поклонения.

Пострижение растаманов

В 1975 году пришло известие о смерти Хайле Селассие I. Многие раста не верят этому и по сей день. Эфиопская церковь, по примеру всех православных церквей под властью коммунистов пережила гонения, которые смогла несколько облегчить лишь пойдя на компромисс с гонителями. Набожные люди из их Среды с недоверием относились к православию растафарианцев (и не зря, очень вероятно, что многие "православные" растафарианцы в тайне лелеяли еретические мысли); просто степенных эфиопов отпугивала связь растафарианцев с трущобами и со знаменитым негритянским криминалом. Последнее особенно справедливо в отношении Лондона, где в 70-х годах все формы растафарианства получили широкое распространение в среде иммигрантов из Вест-Индии. Важно отметить, однако, что эфиопская община в Англии оказала правовую и другую поддержку растафарианцам, подвергшимся в это время нападениям со стороны расистов и полиции, особенно в той части Бирмингема, которая называется Хэндсуорс.

По какой-то причине, в 1976 году всем православным растафарианцам было вменено остричься в знак формального отречения от еретического поклонения царю. Этот чисто внешний акт - острижение многолетних локонов, многим казался отречением от наследия движения. Не многие ему последовали.

Человек может быть мертв, хотя он и дышит, а другой может быть жив хотя его тело и похоронено. Ian'I суть больше чем плоть и, если следовать предписаниям веры, Ian'I будет жить вечно. Поэтому Ian'I будет жить вечно. Следовательно нет ничего удивительного в утверждении, что Он жив, ведь жизнь не ограничивается одной лишь плотью.

Синкретизм

Вопреки этим значительным конфликтам, своим распространением в Вест Индии Эфиопская православная церковь обязана именно растафарианцам. Хотя лишь малая часть растафарианцев стали истинно православными, почти все они остались под впечатлением православия. Используемый эфиопскими православными священниками молельный жезл -"маквамья", часто встречается у "убоявшихся". Растафарианцы часто появляются в культовых одеяниях. На раста-художников очень повлияла эфиопская иконография. Синкретизм очевиден в организованных сектах, которые отчасти вытеснили систему харизматических Старейшин.

"Принц" Эдвард Эммануэль

Основатель другой большой секты, "Принц" Эдвард Эммануэль был знаменитым Старейшиной в классический период. По его инициативе в 1958 году был созван первый Все-растафарианский синод "Ниябинги". К моменту созыва синода, Принц Эдвард уже наделал много шума, заявив, что вместе с Хайле Селассие I и Маркусом Гарви он составляет Святую Троицу. Полагают, что он рассчитывал получить признание Ниябинги, но этого не случилось.

Принц Эммануэль по-прежнему является одним из самых влиятельных людей на Ямайке. Хотя его претензии на "божественность" отвергаются большинством растаманов, он и его движение были и есть растафарианскими. Бывали всякие разногласия, однако Ian'I знаем, что с разумением приходит сверхнимание, пусть даже и без полного согласия.

Коптская церковь Сиона

В 60-х годах эта отживавшая свой век гарвиитская православная церковь испытала подъем сначала благодаря притоку новообращенных белых хиппи, а затем и ямайских негров, разочарованных в официальной церкви. Настаивая на легитимности своей православной деноминации "копты", тем не менее, позволяют себе очень сомнительные рассуждения, граничащие с гностицизмом. Их заслугой стало то, что они пошли гораздо дальше канонической церкви во внедрении в церковную жизнь всего лучшего, что дала классическая растафарианская культура, сохранив в том числе и дредлокс и барабаны ниябинги, что привлекло в лоно церкви множество народа. Успех этой церкви отразился на ее материальном богатстве, за которое ее не раз критиковали, ведь она считается крупнейшим на Ямайке землевладельцем. Один из аспектов ее "обратного синкретизма" получил большую огласку, и стал причиной конфронтации с властями, в результате которой многие члены церкви оказались за решеткой. Имеются в виду их гностические теории, обосновывающие ритуальное принятие марихуаны.

Ганджа

Вопреки общепринятому мнению, набожные растафарианцы не курят ганджу ради развлечения, а некоторые не принимают ее вообще, например, члены канонической Эфиопской православной церкви, а также многие из классических Старейшин. Однако большинство растафарианских проповедников отстаивали практику ритуального раскуривания "травкой мудрости". Раскуриваться можно частным образом, в качестве подспорья для медитации или же вместе с общиной и тогда это уже будет "приятным Господу воскурением". Такой обычай аргументируется тем, что ганджа - это та самая "зеленая трава", одобряемая в Библии Джеймса I, и ее употребление можно считать более коротким путем к той же цели, которая достигается методами традиционного аскетизма.

Эфиопская православная церковь, конечно же, выступает против этого. Православные монахи, имея в этом многовековой опыт, знают, что эти пути в лучшем случае опасны, а в худшем приводят к духовной гибели.

Заключение:

Выходит, что растафарианцы слишком недооцениваются окружающим миром, в том числе и православными общинами. Классические раста были утонченными теологами и философами, а не какими-то сектантами, поклоняющимися газетным фотографиям африканского деспота. Они собственными силами открыли для себя множество изящных теологических концепций и отчасти вновь прошли по пути теологических дебатов, имевших место на заре христианства. Растафарианцы принесли по-настоящему богатое культурное и художественное наследие, в том числе и религиозные гимны, быть может, самые волнующие из всех созданных в XX столетии. Тем не менее, многим растафарианцам часто предлагается стать эфиопами для того, чтобы стать православными. Многие готовы это сделать - так велика их жажда Истины и так остро они ощущают свою потерю африканской культуры. Однако многие противятся такому подходу и по-своему они правы. Церковь в убытке, когда она вместо того, чтобы принять то лучшее, что дал опыт растафарианцев, постоянно подчеркивает "ересь царепоклонства" и "шаманство". При этом забывается, что само существование растафарианства - чудо.

 
Назад
Сверху