Значение грибов в жизни человека

Well-known member
₲8,019
grib.jpg



Значение грибов в жизни человека




Значение грибов в жизни человека очень важно. В наших лесах скоро начнется грибной сезон. Все знают, что удача на «тихой охоте» сопутствует не каждому. Считается даже, что не человек ищет грибы, а они сами находят, «видят» человека.


Что значит — гриб?


По одной из версий слово «грибы» произошло от слова «губы». До сих пор в некоторых русских говорах грибы называют губами. В своем словаре Владимир Даль писал, что фраза «губы ломать» означала «идти по грибы».

Автор  «Сравнительно-этимологического словаря русского языка» Н. В. Гордеев придерживался другой точки зрения, он считал, что «гриб», произошло от древнерусского «гърб». Линвист также отмечал, что в Древней Руси «горбами» называли холмы.

Вот ещё одна версия — слово «гриб» восходит к праславянскому «глибъ». Это слово родственно литовскому «глейма», обозначающему слизь.

CNV000027.jpg



♥♥♥♥♥♥♥♥



Ни растения, ни животные


Грибы — одна из древнейших форм жизни. И невероятно жизнеспособная. Микроскопические грибы были обнаружены даже на обшивке космической станции. Всего существует от 150 тысяч до 1,5 миллиона видов грибов.

Такой колоссальный разброс в подсчете вызван тем, что микология как самостоятельная научная дисциплина сформировалась только в последние 50 лет. До 70-х годов ХХ века все грибы относились к растительному царству, растениями грибы являются и в классификации Карла Линнея, хотя уже в XVIII веке он высказывал сомнения, что грибы можно относить к растительному царству.

В настоящее время микология — одна из самых интересных и перспективных биологических дисциплин. Знания о грибах помогают человеку во всех сферах — от гастрономии до медицины.

CNV000010.jpg



♥♥♥♥♥♥♥♥



Столица грибов


В России к грибам всегда было особое отношение. В то время как в Западной Европе грибы называли «пищей бедняков» и «мясом для бедных», у нас ходили по грибы целыми деревнями. Со своей «охоты» грибники возвращались с полными обозами разных грибов, которые успешно сбывали на многочисленных ярмарках.

Была у грибников и своя «столица» — город Судиславль в Костромской губернии. В славянской традиции грибы считались собственностью лешего, поэтому походы в лес сопровождались определенными обрядами. У каждого леса был пароль, «заветное слово», которое открывало лучшие грибные места. Многие и сегодня верят, что грибы «прячутся» от грибников, которые в лесу свистят, или поют, или громко разговаривают.

Приезжих иностранцев восхищало русское грибное изобилие. Грибы жарили, парили, мариновали, сушили. Представление о том, какое место грибы занимали в России ещё в XVII веке можно получить, изучив меню званого обеда, который давал 17 марта 1699 года патриарх Андриан:


 «три пирога с грибами, два пирожка с груздями, грибы холодные с маслом, грузди гретые соком да с маслом, капуста шотковая с грибами, галушки грибные на два «наряда грибов в тесте».



CNV000015.jpg



♥♥♥♥♥♥♥♥


Культурная парадигма


Русскую культуру можно назвать микофильской.

Как, например, культуры Индии, Греции, Азии и Мезоамерики. Есть и культуры микофобные — английская и ирландская.



Эта классификация была введена американским ученым Робертом Уоссоном, который вместе со своей женой — русской эмигранткой Валентиной Павловной  много лет посвятил этномикологии — изучению отношения к грибам у разных народов.

Уоссон объездил со своими экспедициями почти все страны мира, в Мексике принимал участие в  масатекской тайной грибной церемонии.

Ученый собрал и классифицировал многочисленные мифы и поверья о грибах. Результаты его работы крайне любопытны.

У некоторых народов Африки считается, что небо и земля произошли от ножки и шляпки гриба, в Таджикистане считали, что грибы — это небесные вши, которые «Великая мать» вытряхнула из халата.

Сохранилось также кетский миф о том, что бог Есей посадил мужчин и женщин в землю и те росли одно время, как грибы.

CNV000011.jpg



♥♥♥♥♥♥♥♥



Грибы-грехи. Значение грибов в жизни человека




Интересно, что в Заволжской Руси от стариков до сих пор можно услышать старое поверье, что съедобные грибы – это грехи. Только воплотившиеся в эукариотические, так говорят в биологии, организмы. Боровики – это самые большие наши грехи, а лисички, опята – незначительные, рутинные, шалости. Поганкимухоморы и прочие – это грехи других людей.

Съесть такой гриб – значит лишить возможности другого человека исповедовать свой грех. Расплата за это беспощадная.

Из этого следует, что «тихая охота» — это бессознательное (так бы сказали психоаналитики)воспоминание о собственной грешности. Ну а поглощение приготовленных, а главное – найденных лично тобой – грибов, является аллегорией исповеди. Неизвестно откуда пошло это поверье. Точно можно сказать, что у него языческие корни. И все же…


Старики говорили, что обилие грибов в лесу – примета близкой беды.



В смысле, что неисповеданные грехи могут обернуться общим горем. Именно поэтому заволжские крестьяне никогда не заканчивали сезон «тихой охоты» до того момента, пока не возвращались домой с пустой корзинкой.

CNV000017.jpg



♥♥♥♥♥♥♥♥



Грибные страны


Отношение к грибам в разных районах России различается.

В некоторых российских областях, например, до сих пор не собирают волнушки, на Кавказе не очень любят подосиновики, подберезовики и белые грибы.


Не все народы, населяющие Россию, ели грибы. Ненцы, якуты и татары вовсе их не ели, а евреи ели только лисички.



В этих грибах никогда не бывает червей (треф), а потому они, согласно представлениям иудаизма, относятся к нетрефным продуктам, которые можно употреблять в пищу. Англичане не любят дикие грибы, едят только шампиньоны, сморчки и трюфели.

В Италии вредными грибами считаются маслята, а во Франции — опята. Дальше всех пошли швейцарцы — у них даже белый гриб считается ядовитым.
 
Назад
Сверху