Растафарианство, Немного истории

rastapic.jpg


Что приходит в голову при слове «растаманство»? Конечно же, рэгги. Неторопливые раскачивающие ритмы, словно повторяющие такт движений волны на побережье, экзотический голос выходца из заокеанской страны, рассказывающий диковинные истории о свободных и счастливых людях – всё это музыка, волнующая сердце каждого растамана. Однако растафарианство – это не только дреды и марихуана. Это, прежде всего, религия с давней историей.

А началась история растафарианства как религии более десяти веков назад, когда Эфиопия приняла христианство. В далёкой африканской стране возникла своя трактовка христианства, которую восприняли многие чернокожие на о. Ямайка. Казалось бы, при чём тут ямайцы к Эфиопии? Во времена процветания работорговли о. Ямайка был перевалочным пунктом, куда свозили чернокожих рабов, в основном, из Эфиопии, на Американский континент. После своеобразного отбора рабов развозили дальше по материку. Некоторые умудрялись сбежать от своих работорговцев и обосноваться на ямайских просторах, некоторых самых упрямых и непокорных работорговцы выгоняли сами. Работорговля осталась в прошлом, но чернокожее население Ямайки не теряло своей духовной связи с прародиной. В 1920-1930-е годы стала популярной идея возвращения на африканский континент как на землю обетованную. Ямайцы-христиане отождествляли себя с библейскими иудеями, которые стремились на родину, к святой земле. Эфиопия же была своеобразным негритянским Сионом. В конце 1920-х годов христианский проповедник и лидер национального движения «Назад в Африку» Маркус Гарви предрёк Эфиопии скорую смену власти и приход чёрного царя – потомка царя Соломона, живого воплощения Бога на земле. И в 1930 году предсказание сбылось: в Эфиопии был коронован принц (по-эфиопски - рас) Тафари Макконен, который после коронации обрёл имя Хайле Селассие I. Чернокожие ямайцы сразу признали в нём потомка Соломона, и до сих пор поклоняются ему, как мессии. Растафариане начала прошлого века весьма своеобразно интерпретировали христианскую библию. По их убеждениям, бог Джа (по-эфиопски - Яхве) отдал чернокожих в рабство белым, и теперь в наказание чернокожие должны покоряться Вавилону – европоцентристскому обществу с либеральными ценностями. Многие утверждают, что белые извратили библию, и на самом деле иудейский народ, который там описан – это и есть чернокожие. Вавилон же по легенде должен быть разрушен во время пришествия Джа на Землю, и все чёрные обретут свободу. Все без исключения растафариане проповедовали братство всех людей и свободу от обязанностей, поскольку обязанности навязаны Вавилоном.

Со второй половины ХХ века идеи растафарианства о братской любви и равенстве, о Вавилоне и т.д. стали обретать популярность в Северной Америке. В значительной степени массовому распространению растафарианства способствовало появления музыкального стиля регги (реггей). Сделав ритмы ска, от которого регги и берет своё начало, более мягкими и неторопливыми, исполнители запели о христианских ценностях, о возврате к истокам и Вавилоне. Знатоки выделяют пять направлений в регги: ранний регги (вторая половина 1960-х), скинхед-регги (Англия, вторая половина 1960-х; настоятельно рекомендую не пугаться слова «скинхед», а прочитать соответствующую статью на нашем сайте;)), рутс-регги (снова-таки вторая половина 1960-х), даб (с 1970-х) и дансхолл (с 1980-х). Тот регги, который мы привыкли слышать – это рутс-регги. Его представителем является и Боб Марли, который сделал музыку ямайских чернокожих известной на весь мир.

Узнать растамана в толпе сможет каждый первоклассник: дреды (символизируют львиную гриву), жёлто-красно-зеленые цвета в одежде и аксессуарах (цвета эфиопского флага), изображения листа марихуаны – собирательный образ растамана, знакомый каждому. Курение марихуаны было настоящим религиозным действием и использовалось растафарианцами для постижения мудрости. Обилие украшений из натуральных материалов, объёмные вязанные вещи – всё это символизирует стремление к простой жизни без забот и хлопот.
Растафарианство как субкультура пришло в начале 1990-х, но те, кто причислял (и причисляет) себя к растаманам, скорее всего, понятия не имел о религиозной стороне растафарианства, о борьбе чёрных с Вавилоном и т.д. Единственное, что видела отечественная молодёжь – это цветные одежды, дреды и курение травы. Однако музыка регги всё же нашла отклик в юных сердцах, и СНГэшные исполнители всерьёз начали осваивать неведомый ранее стиль. Первыми такими освоителями стали «Аквариум», «Воскресенье», «Кабинет», исполнившие некоторые песни в стиле регги. Сейчас на наших с вами просторах обитает великое множество регги-команд: Jah Division, Alai Oli, 5’nizza и впоследствии Sunsay, Карибасы, Dub TV и прочие. Они, так же как и регги-исполнители полвека назад, поют о солнце и море, Вавилоне и Джа, марихуане и танцах на песке.

 
Последнее редактирование модератором:
Назад
Сверху