История религии Раста, Растафарианство, Растаманы

ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ ЭФИОПИИ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

ДРЕВНИЙ МИР:

Эфиопия была хорошо известна древним историкам. Она упоминается в Библии более 38 раз - в писаниях как Ветхого, так и Нового Заветов. В соответствии с библейской традицией Древнего Израиля, Эфиопия описывается как земля "КУШ", расположенная у "РЕКИ НИЛ" (Быт. 2.13). Септуагинта (греческий перевод) описывает эту же страну под именем "ЭФИОПИЯ". Многие историки, не принадлежавшие к библейской традиции, также знали об Эфиопии и описывали её географическое положение, локализуемое в землях к югу от Египта и населённых как хамитскими, так и семитскими народами. В древнеегипетской традиции Эфиопия была известна как "ЗЕМЛЯ ПУНТ", расположенная на краю Света и толкуемая как "Земля Духа". Гомер (древнегреческий поэт, VIII в. до Р. Х.) знал об этой исторической стране и её народе, говоря: "Эфиопия - страна обожжённых солнцем лиц". Геродот (древнегреческий историк, 485-25 гг. до Р. Х.) хвалил эфиопов как "наиболее справедливых мужей".

Эфиопские правовые источники сообщают о введении в стране иудаизма - о чём упоминается в книге КЕБРЕ НЕГЕСТ ("Слава царей"). В этом документе основной упор делается на отражении следующих двух событий: 1. Рождение Менилека, сына Соломона, царя Израиля, и эфиопской царицы Шевы (Савской) (970-33 гг. до Р. Х.). 2. Перенесение левитами Ковчега Завета из Иерусалима в Аксум (946-? гг. до Р. Х.). Помимо Кебре Негест, имеются другие обширные и достоверные источники, сообщающие, что Эфиопия имела хорошие отношения с народом Израиля.

В соответствии с библейскими источниками, эти связи начались ещё во времена Моисея и продолжались беспрерывно вплоть до эры Нового Завета (Числ. 12:1; 1 Цар. 10:1-13; 2 Chron. 9:1-12; Мат. 12:42; Acts 8:27-39). Источники также сообщают, что помимо израильского народа только Эфиопия знала и славила всесильного Бога (Бога Авраама), регулярно ему служа. К примеру, псалмопевец говорит: "Эфиопия должна простереть свои руки к Богу" (Пс. 61:31.68). Эти свидетельства утверждают рьяную набожность народа Эфиопии, основанной на непоколебимой вере во Всемогущего Бога. Даже для народа Израиля эфиопы представлялись более любезными всемогущему Богу, чем они сами. К примеру, об этом свидетельствует пророк Амос в словах: "Не таковы ли вы мне, как эфиопы, о, народ Израиля?" (Ам. 9:7).

ЭПОХА НОВОГО ЗАВЕТА:

Св. Лука уверяет нас своим свидетельством, что эфиопы обрели Благую Весть впервые от Св. Филиппа Евангелиста, в самом начале христианской эры (Acts 8:26-39). Тем самым, вполне вероятно, что Церковь в Эфиопии была инспирирована, провозглашена, руководима и консолидирована вне всякого отношения к человеческой власти, но через проявление силы Святого Духа! Как следствие сверхъестественного события, христианская вера была глубоко укоренена в этой стране - от императорского дворца до сельских общин по всему Африканскому Рогу. Итак, как только христианство пустило свой первый корень и обрело почву среди общин, язычество и иудаизм одновременно утеряли свою популярность и постепенно исчезли из поля общественного зрения.

После этого языческие храмы, также как и еврейские синагоги, стали использоваться христианскими общинами в качестве церковных строений. К примеру, в этот период радикальных перемен Большая синагога - Сион Аксума - была обращена в Кафедральный собор Эфиопского царства, став средоточием как ветхо-, так и новозаветных теологических штудий, а также центром культурно-политических исследований древней эфиопской цивилизации. В этой синагоге традиционно хранилась Священная Скиния с Ковчегом Завета, доставленные в Эфиопию Менилеком I - сыном израильского царя Соломона и эфиопской царицы Шевы (Савской).

Христианский схоластик Ориген, епископ Цезареи Евсевий, константинопольский патриарх св. Иоанн Христодом и александрийский патриарх св. Афанасий - все они были удивлены, узнав, что христианство в Эфиопии пользуется свободой с самого начала христовой эры. В то время апостольские отцы вели борьбу с римской имперской властью, как и с последователями иудаизма, язычества, гностицизма и других древних религиозных заблуждений в пространстве Средиземноморского бассейна и вообще в мире. В частности, Евсевий, великий летописец христианской истории, восхищается в своих произведениях деяниями Святого Духа в Эфиопской церкви, описывая "эфиопа, который был первым мужем, получившим от Филиппа откровение мистерий божественного мира и вернувшимся в родную землю, проповедуя Евангелие познания Бога Вселенной и пришествие нашего Спасителя, дающего жизнь человекам, так что в нём исполнилось пророчество, гласящее: "Эфиопия должна простереть свои руки к Богу" (Пс. 67:31.68).

Во второй четверти IV века эфиопский царь Эзана стал ведущей фигурой в церковной организации (352-359 гг.). Это был период радикального сдвига в церковной жизни, когда началось декларированное царём становление христианства в качестве государственной религии Эфиопии. Царь утвердил историческую связь между Аксумом и Александрией, послав Фрументия к св. Афанасию, патриарху, с просьбой прислать епископа в его царство. Афанасий, в свою очередь, изучив потребности этой страны в духовном лидере, посвятил Фрументия, своего личного секретаря, в сан первого епископа Эфиопии под именем "Авве Селама".

ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ:

1. После прибытия Аввы Селамы в Аксум, христианские общины дали ему новое имя: "Кесате Берехан" (Просветитель).

2. Царь Эзана и его брат Сайзана поменяли свои прежние имена и стали зваться "Абреха" и "Асбеха".

3. Христианская вера была объявлена государственной религией.

4. Знак Креста стал чеканиться на аксумских монетах. Тем самым царь Абреха стал первым в мире правителем, отчеканившим знак Креста на своих монетах. Вторая монета со знаком Креста была отчеканена римским императором Валентинианом, в 375 году.

ЦЕРКОВЬ И ОБЩИНА (470-600):

В 480 году в Эфиопию прибыли девять святых из Средиземноморья в поисках религиозной свободы. Это стало витальным толчком для церковной истории, духовных лидеров и членов царской семьи, равно как и местных общин, основателей монастырей, братий и переводчиков Священного Писания. Тем самым девять монахов обрели средства для формирования социальной ткани между Церковью и государством.

ЭФИОПСКИЕ ТЁМНЫЕ ВЕКА И ИСТОРИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО ЦЕРКВИ (600-968):

В период мощного исламского нашествия на Африканский Рог только Эфиопия оставалась христианским островом. В эту тёмную эпоху тяжёлым бременем для исторической царствующей династии стали исламское нашествие извне при не менее жестокой внутренней гражданской войне в результате иудейского движения. В результате этого почти 40 лет власть была практически парализована. В этот критический период национальной истории Эфиопская Церковь предприняла инициативу продемонстрировать возрождение национального духа для противостояния кризису и защиты свободы. Таким образом, христианская вера преуспела в восстановлении могучей власти Креста Христова и Короны, являющихся также историческими символами национального достоинства народа Эфиопии.

ПЕРИОД ЦЕРКОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (968-1261):

В последнюю четверть XII столетия христианское движение церковного возрождения было руководимо св. Текле Хайманотом Этисским. Аббуна Текле Хайманот - проповедник, учитель, миссионер и основатель монашеского ордена Дебре Либанос был величайшим подвижником среди святых своего времени в деле возрождения христианских общин Эфиопии. Он совершил множество путешествий по стране и мирно встречался с языческими властителями, которых обращал в христианскую веру. В частности, его апостольская миссия на юг Эфиопии ознаменовалась великой победой обращения Мотелеми - царя языческого племени Воламо. Таким образом, посредством его миссии, а также трудами других известных церковных отцов этого времени, были восстановлены начала национальной свободы и христианской веры Эфиопской Апостольской Церкви. Вся нация верила, что её существование зависит от блага Эфиопской Православной Церкви как единственного источника возрождённого духа в эфиопском народе.

ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ ЗА БУДУЩЕЕ:

В XVI веке против эфиопских Церкви и государства была развязана война фанатичным мусульманским имамом Ахмедом ибн-Ибрагимом аль-Гази. Это обусловило их почти полный распад вследствие более чем 15-летнего систематического разрушения. Но, в конце концов, Церкви и государству удалось провозгласить победу над своим общим врагом. Спорадические конфликты возникали на протяжении веков, под влиянием внутренних и внешних сил. Тем не менее, Церковь никогда не переставала поддерживать народ в его духовном рвении, равно как и культурное образование, утвердившее национальную идентичность в качестве цивилизованной исторической нации - как народа Божия, спасаемого живительной Кровью нашего Господа Иисуса Христа и поддерживающего авторитет Апостольской Церкви.

"Эфиопское христианство играет важную роль в жизни современной Африки. Вместе с богатым и оригинальным наследием Церкви, история которой охватывает две тысячи лет, оно вносит уникальный вклад в жизнь двадцативековой истории христианства." (Э. С. Молинар)

Таким образом, доктор Э. С. Молинар ясно указывает на то, что Эфиопская Церковь была и остаётся инициатором дела современного образования эфиопского народа. Современность есть результат аскетического порядка отцов Церкви, равно как и действий страстных национальных лидеров государства. Они вместе, рука об руку, служили своей Церкви и эфиопскому государству. Тем самым, на протяжении периодов войны и мира между последними не было никакого разделения или взаимного отдаления, ибо враг Креста Христова есть также враг государственной Короны.

Отцы Эфиопской Церкви:

Авва Селама, первый епископ (346 г.)

Авва Арегави из Дамо, основатель монастыря (501 г.)

Св. Яред, гимнолог, создавший церковную музыку на основании Священного Писания (534 г.)

Авва Эезус Моа, великий схоластик из монастыря Хайке (1260 г.)

Авва Теклехайманот из Дерелибаноса, апостольский отец, учитель, молитель, миссионер и основатель монастыря (1215-1313 гг.)

Авва Гиоргис из Гасиши, крупный духовный лидер и автор книги о духовной жизни (XV в.)

Авва Филипп из Бизена, основатель монашеского ордена (1323-1406 гг.)

Авва Самуэль из Вальдибы, затворник-анахорет (XV в.)

Национальные лидеры:

Император Аксоне, объявил христианскую веру государственной религией (313-339)

Император Калеб, защитник веры (500-529 гг.)

Император Лалибела, строитель скальной церкви (1140-79 гг.) Император Зераякуб, теолог и писатель (1426-59)

Император Фасиладас, реформатор христианского образования (1635-70) - 1624-59 гг.

Его Императорское Величество Хайле Селассие Первый, основатель патриархата Эфиопской Церкви в Аддис-Абебе, до последнего дыхания служивший Церкви и государству. В глазах национальных и интернациональных мыслителей, Его Императорское Высочество представляется величайшим подвижником (1922-66 гг.)

Приложение:

РАЗНИЦА МЕЖДУ МОНОФИЗИТСТВОМ И ДИАФИЗИТСТВОМ

Эфиопская Православная Церковь считает себя принадлежащей к Единой, Святой, Вселенской и Апостольской Церкви, основанной Иисусом Христом. Она свята, ибо свят её основатель Иисус Христос; она кафолична, ибо весь мир есть её провинция и поскольку она универсальна во времени и месте; она апостольская, ибо была утверждена на земле апостолами Христа.

Эфиопская Церковь принадлежит к группе православных церквей, ложно именуемых "монофизитскими", тогда как сами они предпочитают эпитет "не-халкидонян". Другие члены этой семьи - Коптская, Армянская, Сирийская и Индийская Церкви. Вместе с Римской Католической Церковью и Византийской Православной Церковью они, в течение четырёх веков, составляли Единую Церковь - до разделения на Халкидонском Соборе в 451 году, постановившим, что Христос имеет две природы: человеческую и божественную.

Диафизиты учат, что после воссоединения Христос содержит в Своей личности одновременно божественную и человеческую природы таким образом, что Он ест, спит, смеётся, страдает, ходит как муж в человеческой природе, но целит больных и воскрешает Лазаря как Бог в божественной природе. Тем самым, Он есть одна личность в двух природах - человеческой и божественной. Так называемые "монофизиты" отвергают обвинения в том, что они признают во Христе одну природу и одну личность.

В целом, учение Эфиопской Церкви можно суммировать следующим образом:

1. Эфиопская Церковь отвергает Евтихия, якобы учившего, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной природой. Исключается также Нестор.

2. Диоскор, смещённый Халкидонским Собором, приемлем. Следует напомнить, что Собор 451 года не верил в еретичество Диоскора. Диоскор не отрицал продолжения божественности и мужественности во Едином Христе после их воссоединения, и соглашался с Собором в том, что учение Евтихия еретично.

3. Учение Эфиопской Церкви есть вера отцов, распространённая великими богословами александрийской традиции, особенно Св. Кириллом и его последователями. В соответствии с этим, Эфиопская Церковь утверждает, что Христос есть совершенный Бог и совершенный муж, одновременно несубстанциален с Отцом и с нами; божество и человечество продолжаются в Нём неслиянно и нераздельно, несмешанно и неизменно. Он есть одна и та же личность как в вечном до-бытии, так и в икономии, где Он представляет спасительные действия Бога в помощь человеку, из неделимого состояния единения божества и человечества.

4. Церковь привержена формуле "одна воплощённая природа Бога и мира", на которой настаивал Св. Кирилл Александрийский и которая была принята как корректная на Эфесском Соборе 431 года, которую также допускают после Халкидонского Собора восточные халкидоняне.

5. Неправомерно именовать Церковь "монофизитской" за принятие халкидонской формулы "двух природ во единой личности Иисуса Христа", ибо выражение не-халкидонской стороны всегда означало миафизис и никогда - монофизис (приставка mia используется для обозначения композитного единства, а приставка mono - элементного единства). Таким образом, эти Церкви лучше отнести к Не-халкидонским Православным Церквям.

6. "Тевахидо" - это эфиопский термин ("сделанный одним"), наилучшим образом выражающий передачу веры Церковью, ибо подчёркивает неразделимое единение божественности и человечности в личности Христа. Официальное название Церкви есть "Эфиопская Православная Церковь Тевахидо".

7. После вознесения Христос больше не находится в двух природах. Две природы объединяются в одной природе нераздельно, несмешанно и неизменно. Тем самым Он в одно и то же время есть совершенный Бог и совершенный муж. Это - объединение природ в воплощении. После вознесения Христос не представляет больше две личности или две природы, но одну личность, одну воплощённую природу Бога-Сына, с одной волей, будучи одновременно божественным и человечным. Если разделить природы после вознесения и говорить, что Христос находится в двух природах, то придётся натолкнуться на очень серьёзную проблему. Тогда, к примеру, следует принять, что Христос был распят преимущетственно как муж, и поэтому не спас мира, ибо только Богу одному под силу совершить подобное деяние. Короче говоря, Церковь признаёт, что Христос, в деяниях, действует как объединённое существо, а не в раздельности - как муж и как Бог.

8. Вера в продолжение божественности и человечности в Одном Христе:

а) В Евхаристии мы принимаем истинное тело и истинную кровь Иисуса Христа. Он причастен человеку, человечеству, и мы знаем, что Иисус Христос есть Бог, божество.

б) Современная литургия может быть использована в качестве критерия Церкви. Здесь открыто демонстрируется наличие во Христе божественности и человечности.

в) Халкидонская формула была отвергнута, поскольку полагалось, что она может разрушить единую личность Христа, ибо тогда ещё отсутствовало чёткое разделение между "природой" и "личностью", личность предполагала природу.

г) Мы веруем в Никейский Символ, утверждающий божественность и человечность Христа, и в Символе литургии мы объявляем нашу веру в со-равенство Иисуса Христа с Богом-Отцом, а также верим в Его становление подобно мужу, но без греха или зла, и в его обретение плоти через Марию.

д) Исповедание веры при императоре Клавдии утверждало Иисуса Христа совершенным мужем и совершенным Богом. Монофизитство отрицается. В силу словесной ошибки, концепции природы и личности не были прояснены, равно как и такие философские термины, как физис, ипостась, усия, просопон, атрептос, миа, моно и т. д. Что касается двух природ Христа, то здесь диофизиты и не-халкидоняне едины. Всё дело - в вопросе интерпретации после воссоединения двух природ по вознесении.

Владимир Видеман

 
Назад
Сверху