Медицина и психоделики

Волшебник Изумрудного Города
Команда форума
₲115
mountains-landscapes-solnce.jpg

Медицинское использование психоделиков отличается по сути своей от использования опиатов, кокаина и каннабиса. Последние применялись, в первую очередь, как обезболивающие, а также, например, героин, кокаин – как средство, вытесняющее другую наркотическую зависимость. Психоделики, конечно, применялись и применяются, для изменения восприятия физической боли и при лечении зависимостей: ЛСД – алкоголизма, ибогаин при опийной наркозависимости, во всех перечисленных случаях, как своего рода вытесняющее средство. В то же время, в отличие от опиатов и кокаина, все психоделики – растительного и нерастительного происхождения – вещества расширяющее сознание. Ими можно без труда регулировать наиболее существенные для человека области знаний, рождающие мистические страхи, такие как смерть, жизнь после смерти и т. п. Существуют целый ряд нефармакологических средств, вызывающих необычные состояния, вспомним, суфийские и шаманские радения. Техники, которыми пользуются суфии, шаманы: музыка, пение, дыхание, танец, медитация, и психоделики приводят к одному и тому же результату. Между тем при помощи психоделиков легче познать истину, а также и достичь желанного медицинского и психологического результата. Поэтому, психоделики и используются в психотерапии. С. Гроф писал:

«Важно подчеркнуть, что описанные переживания в мистериях смерти и рождения, ритуалах перехода, шаманской болезни и других ритуальных ситуациях возникают как при использовании психоделических веществ, так и при использовании мощных нефармакологических средств. Это подтверждает один из важных тезисов нашей книги, а именно, что нет существенной разницы между психоделическими переживаниями и необычными состояниями сознания, индуцированными другими техниками – контролируемым дыханием, пением и барабанным боем, трансовыми танцами, практикой медитации и т. д.»

Применение психоделических препаратов в психотерапии: ЛСД, псилоцибина, мескалина и других, началось в целом ряде исследовательских центров Европы и США в середине 50-х годов. Пионерами ЛСД-терапии были английский психотерапевт и ученый Р. А. Сэндисон, канадский психиатр и исследователь Х. Осмонд. В СССР ЛСД и другие психоделиками использовал при лечении психических расстройств Г. В. Столяров.

fantasy-5.jpg

С. Гроф писал:

«Возможность терапевтического использования ЛСД впервые, в 1949 году, предположил Кондро – через два года после того, как Столл опубликовал в Швейцарии научное исследование по ЛСД. В начале 50-х годов многие исследователи независимо друг от друга рекомендовали ЛСД как средство психотерапии, способное углубить и интенсифицировать терапевтический процесс. Пионерами этого подхода были Буш и Джонсон (1950), Абрамсон (1955) в США, Сэндисон, Спенсер и Уайтлоу (1954) в Англии и Фредеркинг (1953) в Западной Германии».

В начале шестидесятых годов к ним присоединились такие ученые, как Т. Лири, руководивший группой психологов в Гарвардском университете, и сам С. Гроф, в те годы руководитель проекта в Пражском научно-исследовательском институте психиатрии и многие другие.

Итоги научных поисков в этой области подвела Вторая международная конференция по применению ЛСД и других психоделиков в психотерапии, состоявшаяся в 1965 году в Нью-Йорке. На ней были сформулированы три существовавшие в то время основных подхода к ЛСД-терапии.

Первый подход связан с точкой зрения, что ЛСД или другие психоделики, сами по себе вызывают психотерапевтический эффект. Его применяли при лечении различных психических расстройств и неврозов.

Второй подход – это концепция «психолитической терапии», предложенная Р. А. Сэндисоном. «психолитическая терапия» – психоаналитическая терапия, включающая в себя серию ЛСД сеансов. Такого рода психотерапия, с точки зрения ее адептов, способствует освобождению пациента от напряжения и конфликтов, лежащих в основе неврозов, психопатологий и психосоматических заболеваний.

Третий подход – психоделическая терапия. В психоделической терапии обычно применяются одноразовые высокие дозы ЛСД с целью вызвать глубокие мистические переживания – трансцендентальные и трансперсональные. Полученные в ходе работы данные показали, что психоделические переживания обладают уникальными возможностями для лечения эмоциональных расстройств, в том числе и страха смерти у раковых больных на последней стадии заболевания. Этого подхода придерживается С. Гроф. В книге «Путешествие в поисках себя» Гроф писал об основных отличиях психоделической терапии:

«Психоделическая терапия в нескольких важных аспектах отличается от психолитического подхода. Ее главная цель состоит в том, чтобы создать человеку оптимальные условия для глубокого трансформирующего переживания трансперсональной природы. Для большинства людей это принимает форму смерти и рождения Эго, с последующим переживанием космического единства и других трансперсональных феноменов».

Сегодня, почти все научные исследования по применению психоделиков в психотерапии свернуты. Поэтому я опираюсь на результаты, полученные в 60-70-е годы.

Опиаты притупляют боль, психоделики видоизменяют ощущение боли. Свойство ЛСД менять отношение к боли, вытеснять ее другими более мощными и яркими ощущениями, и психотерапевтический эффект ЛСД привели к использованию наркотика в работе с раковыми больными.

Впервые предположение о возможном применении галлюциногенов для терапии безнадежно больных высказала педиатр Валентина Павловна Уоссон в 1957 году, после личного психоделического опыта со священными грибами.

Следующий, кто обратил внимание на облегчение состояния смертельно больных при помощи психоделиков, был писатель и мыслитель Олдос Хаксли. Он помогал своей первой жене Марии, когда в 1955 году она умирала от рака, в предсмертные часы, применяя технику гипноза с целью пробудить воспоминания об экстатических переживаниях. Этот глубоко личный опыт отражен в его романе «Остров», где одна из героинь умирает в сходных обстоятельствах.

В начале 60-х годов Эрик Каст из Чикагской медицинской школы, изучающий воздействие различных препаратов на болевые ощущения, в поисках хорошего и надежного обезболивающего средства заинтересовался ЛСД из-за его необычного характера воздействия. Он оценил два фактора ЛСД – воздействие на восприятие тела и способность препарата избирательно влиять на физиологические ощущения. Эти качества ЛСД представлялись Касту заслуживающими дальнейшего изучения и использования для изменения восприятия физической боли.

wtf.jpg

Публикация продуктивных результатов работ Эрика Каста подвигли известного психиатра из Лос-Анджелеса, друга Олдоса Хаксли и пионера исследований ЛСД – Сиднея Коэна, разработать и внедрить программу психоделической терапии умирающих от рака. К сожалению, научные результаты этой программы Коэна никогда не публиковались. В то же время, сотрудник Коэна Гарри Фишер позднее опубликовал статью, в которой обсуждал проблемы, встающие перед умирающими. Он указал на важность трансцендентальных переживаний умирающих, спонтанных, как результат духовной практики, или возникающих под воздействием психоделиков. Благодаря такому переживанию человек меняет свое отношение к смерти: больше не беспокоиться о своей физической кончине, а воспринимает ее как естественный круговорот сил природы. Стирается грань между жизнью и смертью, смерть становится лишь переходом в другое духовное состояние. Понимание бренности бытия меняет стиль поведения личности, его отношений с близкими, с самим собой.

Другая серия исследований, позднее сведенных в концепцию психоделической терапии умирающих, возникла в Чехословакии, в Пражском научно-исследовательском институте психиатрии. Исследования проводились группой Станислава Грофа. Эксперименты по оценке перспективности использования ЛСД для исследования личности и лечения психических расстройств, привели к созданию методики, объединяющей серьезный психологический подход с лечебными сеансами, в ходе которых применялся ЛСД. Метод превратился в самостоятельную лечебную методику, объединяющую работу в сфере психодинамики с акцентированием трансперсонального и трансцендентального опыта.

Группа обратила внимание, что многие пациенты, пережившие клиническую смерть: опыт смерти и возрождения, который сопровождался чувством космического единства, изменили свое отношение к умиранию. Их взгляды претерпели резкую трансформацию: исчез страх перед биологической тленностью, они стали допускать возможность последующей жизни сознания. Гроф вспоминал:

«Те из нас, кто занимался данными исследованиями, к своему великому удивлению, регулярно наблюдали процесс, поразительно сходный с мистическим посвящением и подобный переживаниям, описанным в тибетской или египетской «Книгах мертвых». Утверждения об изменении отношения к смерти были столь частыми, что нам показалось важным проверить реальность их практического применения. Было очевидно, что такое глубинное изменение сознания может оказаться весьма полезным для умирающих, особенно для страдающих хроническим и неизлечимым недугом».

С. Грофу представилась возможность подтвердить своих предположения о перспективности ЛСД-терапии со смертельно больными, проведя сеансы психоделической терапии с несколькими раковыми больными. Пражская группа начала обсуждать возможности систематической работы с раковыми больными, Гроф разработал программу, включавшую серию сеансов ЛСД с целью воздействия на умирающих. Между тем его планам в Пражском институте так и не суждено было осуществиться, Грофу предложили стипендию в США.

По прибытии в США в 1967 года, Гроф присоединился к группе ученых, работающих в научно-исследовательском отделе больницы «Спринг Гроув» штата Мэриленд. По иронии судьбы, именно эта группа ученых, незадолго до его приезда, заинтересовалась исследованием возможностей психотерапии с использованием ЛСД для уменьшения эмоциональных и физических страданий раковых больных. Результаты исследования, осуществлявшегося в клинике «Спринг Гроув» программы изучения психоделической терапии смертельно больных пациентов, страдающих раковыми заболеваниями, стали импульсом для начала комплексного анализа опыта умирания, составившего книгу Станислава Грофа, Джоан Хэлифакс «Человек перед лицом смерти».

i.jpg

Трансцендентный и трансперсональный опыт, возникающий у больных во время психоделической терапии, оказался важным и перспективным для общего состояния безнадежных больных людей. Открытие закона кармы во время переживаний подготавливало больных к переходу в иной мир, к трансформации сознания. В результате этих переживаний западные ценности: ориентация на успех и материальное процветание, доказывали свою несостоятельность, в замен, предлагая, умирающим пациентам, иные космические, вечные ценности, при которых страх смерти отступал. Очевидно, что такие переживания оказывают глубокое воздействие на умирающего, значительно уменьшая отчаяние и страх смерти.

Психоделики дают ощущение бесконечности, границы между личностным началом и Вселенной стираются, эго растворяется, человек чувствует себя песчинкой в безбрежном океаническом потоке. Личность преображается, теперь она часть целого и Единого, Божественного. Однако, существует некоторые отличия в снижения порога честолюбия и стремления к успеху, как результат растворения эго в психоделическом опыте при приеме «больших психоделиков» и каннабиса (по классификации Грофа «Малого психоделика»). Каннабис, в особенности, его регулярное употребление, приводит к эксзистенциально-равнодушному отношению к западным ценностям постиндустриального общества, и как следствие – нежеланию и неспособности к любой активной деятельности, к полному отсутствию конкурентоспособности. Психоделики: ЛСД, мескалин, волшебные грибы, в особенности, единичное, спорадическое их использование неизлечимыми больными, и как следствие – эзотерические опыты-посвящения, через символическую смерть, приводят индивидуума к осознанию ценности жизни. После употребления психоделиков не исчезает активная жизненная позиция, а, напротив, проявляется, усугубляется, возвращается, появляется четкое понимание истинных ценностей бытия, осмысление и отделение настоящих ценностей от мнимых на уровне быта и жизненной рутины.

Кроме ЛСД и ДПТ (дипропилтриптамина) – основных используемых в клинике «Спринг Гроув», препаратов, другие психоделики тоже нашли свое применение в психотерапии: натуральные психоделики: алкалоид гармина, алкалоид мескалина, и синтетические препараты: 2С-Е («ESTET»), близкий ему ДОЕТ, МДА, МДМА.

Главная особенность гармина заключается в том, что он является чистым галлюциногеном при минимальных психопатологических изменениях, например, не вызывает, в отличие от ЛСД или мескалина, изменений в восприятии окружающего мира и своего тела.

Особое энтактогенное действие соединения МДМА (entactogenesis «touching within» – ощущение мира и согласия) позволяет использовать его в качестве антидепрессанта.

Так как вещество МДМА считалось «напитком любви», открывающим сердечную чакру, прежде чем над ним был установлен строжайший контроль законодателей, оно использовалось многими профессионалами при консультировании супругов и в семейной терапии, а также как средство, восстанавливающее доверие к людям и человеческим отношениям у пациентов, подвергшихся значительным травмам.

Среди эмпатогенов Гроф отмечает два вещества, заслуживающих специального упоминания: ДОМ, или СТР (2,5-диметокси-4-метиламфетамин), они обладают значительной длительностью действия (до нескольких дней). А 2С-B (4-бромо-2,5-диметоксифенетиламин), сочетает общее эмпатогенное воздействие с богатыми изменениями визуального восприятия, что заставляет поместить его где-то между МДМА и ЛСД.

Интерес к МДМА среди профессионалов и его популярность среди населения привлек внимание психологов, психиатров, а также непрофессионалов к широкой группе психоактивных веществ, имеющих молекулярную структуру, сходную с мескалином и амфетаминами. Большинство этих веществ являются полусинтетическими, и не встречаются в природе в чистом виде, но они имеют химических предшественников, летучие масла, которые содержатся, а мускатном орехе, шафране, американском лавре и других растениях. Это – родственные амфетаминам соединения или, как их еще называют, эмпатогены: МДМА, ММДА, МДА ДОМ, или СТП, ТМА (3,4,5-триметоксиметиламфетамин) и 2С-B. Особо стоит отметить чисто синтетический препарат – кетамин гидрохлорид (кеталар, кетанест, кетаджет), химически родственный известному фенциклидину (PCP, «ангельская пыль»), анестетику, используемому в ветеринарной медицине и являющемуся опасным психоделиком, распространенным среди непрофессионалов. Кетамин и фенциклидин называют диссоциативными анестетиками из-за их способности вызывать обезболивание в ходе операции. Несмотря на химическое сходство с фенциклидином, кетамин значительно отличается по своему психоделическому действию. Он считается одним из безопаснейших веществ, вызывающих общую анестезию в хирургии. С. Гроф писал о свойствах кетамина-анестетика:

«Хирургические операции, проводимые в этих условиях, возможны не потому, что сознание погашено, а потому, что оно резко изменило направление внимания».

1a9484e53d17f2e5d5a2a8a279ea3c73_i-721.jpg

Кетамин еще до недавнего времени: до подъема волны интереса к психоделической культуре, не только широко использовался в медицине бывшего СССР, но и был абсолютно доступен. В то время, на Западе психиатрические исследования лет за пятнадцать-двадцать до снижения применения кетамина в постсоветской медицине, обнаружили, что он является мощным психоделеликом и не безопасен, а вызывает, так называемый синдром опасности – необычные и весьма значительные изменения восприятия и эмоций, переживаемые пациентами во время возвращения к нормальному сознанию, но в малых дозах, гораздо меньших, чем применяется в хирургии, может использоваться для психических исследований.

Гидрохлорид кетамина – вещество, сочетающее анестетические и психоделические свойства, дает доступ к глобальным философским и духовным открытиям космического процесса творения, в связи с которым у пациентов особенно часто встречаются эмпирические отождествления с неорганической материей.

Сегодня, в ряде зарубежных и отечественных клиник кетамин используется для лечения тяжелых форм алкоголизма.

И последние, о чем хотелось бы написать в связи с психоделическими амфетаминами. В отличие от ЛСД, биологически безопасного, но психологически – глубоко и сильно действующего, психоделические амфетамины (за исключением ДОМ и СТР) – психологически мягки, но их физиологические свойства могут вызывать серьезные проблемы. В особенности они опасны для людей с больным сердцем и повышенным давлением. О эмпатогенных свойствах психоделических амфетаминов С. Гроф писал:

«Большинство психоделических амфетаминов (эмпатогенов) вызывают лишь минимальное изменение сенсорного восприятия, одновременно сильно увеличивая эмоциональную реакцию, стимулируя философское мышление и вызывая глубокие духовные переживания. Они раскрывают каналы эмпатии и увеличивают чувство связи с другими людьми и с окружающей природой».

Можно добавить, что сенсорно-эмпатогенные свойства характерны для амфетаминовой группы препаратов в целом.

источник

 
Назад
Сверху