Неплохое чтиво по теме, спасибо Кайе.
Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни... (А. Г. Маслоу)
ВСТУПЛЕНИЕ
Человек - существо противоречивое: его желания спорят между собой, а возможности закованы в слабость. Однако, уделив должное внимание внутреннему диалогу с загадочным собеседником в глубине души, люди понимают собственную противоречивость, предвидят страсти и вовремя направляют их силу в созидательное русло.
Здравомыслящий человек всегда в поисках того, что незаметно изнутри вмешивается в его судьбу через его же слова и поступки. На отвоеванной у собственной глупости территории он строит новые представления о себе, чтобы не повторять старых ошибок. Избегающий внутренних перемен боится самокопания и живет суетой или догмой, охраняя сложившееся состояние сознания от любых изменений.
Но все мы - странники в мире смысла. Мы путешествуем из одних представлений в другие. Таково свойство абстрактного мышления - всегда предполагать Иное. Судьба человека - искать Иное. Поэтому ниже пойдет речь об истории возникновения способности меняться, об особенностях самоанализа, о привычках, которые неразрывно связаны с человеческим счастьем и наказанием - с рефлексией.
Благодаря абстрактному мышлению, люди замечают недостатки существующего положения вещей и обречены на вечное беспокойство, которое заставляет их искать перемен, выдумывая всевозможные приспособления для жизни - язык, одежду, орудия труда... Так возникает культура и словно лестница ступенька за ступенькой уводит людей из тьмы незнания и страха в мир здравомыслия и радости. Культура защищает от опасностей, в том числе и от внутренних. Шагая по этой лестнице, люди осознают собственное безумие.
Корень безумия в противоречиях, которые легли в основу драмы человеческого сознания. Очевидная необходимость и столь же очевидная невозможность знать правду о себе сводят человека с ума. В психологическом смысле безумие - это момент хаоса в процессе личностного перерождения. Явление иррациональное и даже сверхъестественное. Когда, покинув одну систему представлений, человек еще не обрел новую картину мира, его поступки мотивирует внутренний хаос... При внимательном культурном отношении встреча с ним становится обновляющим переживанием, способным освободить человека от неосознанной мотивации и свойственных ей жизненных неудач.
Глубоко интимные бредовые интерпретации живут в мыслях каждого и проникают в поступки, если вместо того, чтобы внимательно изучать внутренний мир, человек любыми способами старается о нем забыть. Хороший хозяин содержит в чистоте каждый угол своего дома, и, наверное, людям позволено произвольно менять состояние сознания как раз для того, чтобы они лучше знали себя и умели достойно переживать собственную противоречивость. Подлинное пробуждение начинается с того момента, когда люди осознают присутствие Иного в своем сознании и наделяют сверхъестественными чертами этого внутреннего Собеседника.
Что может быть прекраснее возможности отвлечься от внутренней драмы, погрузившись в среду социальных взаимодействий, в атмосферу суеты и занятости любимым делом? Но если человек боится непознанного в себе, если он отказывается от этой схватки, он выращивает в себе зло - страх и слабость. Лишь в борьбе за самообладание, он учится управлять страстями и только так может в полной мере насладиться жизнью.
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Отражение - общеизвестное свойство материи, которое можно заметить всюду. Это не просто реакция объекта на внешнее воздействие. Отражение - это взаимосвязь, а вселенная - лабиринт взаимосвязей. Люди замечают это тоже благодаря отражению, то есть, благодаря способности наблюдать (отражать) собственное отношение к переменам внутри себя и снаружи. Это свойство называют абстрактным мышлением. Принято считать, что появление такой способности обеспечило развитие речи у древнейших предков человека - антропоидов или гоминидов.
Абстрактное мышление или «представленность» отражаемого самому субъекту иногда ощущается как присутствие внутреннего наблюдателя, созерцающего личную драму индивида. Это ощущение таинственно и мистично. В определенных ситуациях внутренний наблюдатель открывается как надличностный или трансперсональный полюс сознания, который подчиняет интересы Эго.
Теоретически абстрагирование (от латинского abstractio - отвлечение) означает особую внутреннюю свободу внимания, позволяющую мысленно вычленить фрагмент из общей картины восприятия для отдельного отвлеченного рассмотрения. Результатом абстрагирования является абстракция - «отвлеченное» от частных проявлений общее свойство предметов или явлений. Такая умственная операция требует особой скорости ментальных функций. По мнению некоторых ученых, когда-то на заре человечества именно изменение скорости мышления повлекло формирование нового типа сознания, отличившего гоминидов от остальных зверей.
Среди гипотез о возникновении человека общеизвестна эволюционная теория, согласно которой происхождение древнейших людей выглядит как доисторический процесс научения животных самообладанию. Звери не способны осознать собственную вовлеченность в сложившийся порядок вещей: изменить способ охоты, соперничества или общения с подобными себе. Однако гоминиды - предположительные предки людей загадочным образом усложнили повадки: они стали мечтать и осуществлять мечты. Появление языка дало им возможность конструировать представления виртуально - в личном и коллективном воображении независимо от непосредственно наблюдаемой реальности.
Своеобразную модель эволюции сознания человекообразных можно увидеть на примере развития вычислительных машин, в основе действия которых заложен тот же принцип рефлексии - отражение сигнала. Мощность компьютера увеличивалась благодаря повышению скорости процессора. Высокая частота сигналов, осуществляющих информационные взаимодействия, позволяла усложнять задачи, сокращала время, требующееся на их решение. Возможно, как раз изменение скорости ментальных функций повлекло формирование нового типа мышления у гоминидов. Определенные и весьма специфические перемены в их деятельности могли повлиять на проводниковые свойства биологической ткани мозга и тем самым способствовать раскрытию воображения. А именно - появление привычки употреблять галлюциногенные растения...
Растворение в экстатическом переживании и последующее пробуждение от грез в новом качестве осознания себя - эта незатейливая игра зверей-наркоманов могла приучить их наблюдать и называть события внутреннего мира. Познав опьянение, гоминиды сделали его своей привычкой, своим образом жизни, превратив существование в бесконечный внутренний диалог, в игру с самим собой. Так их разум стал похож на поле сражения противоречивых желаний, мечты и реальности. Покой инстинктивного разума сменило изнурительное безумие самосознания. Люди - беспокойные существа, когда-то измученные самонаблюдением до такой степени, что устыдились собственной наготы и даже перестали есть растения, с помощью которых приобрели свое человеческое счастье и наказание - рефлексию.
Когда животное перестает подчиняться инстинкту оно сходит с ума, ведь инстинкт - это «ум» животного. К примеру, безумен зверь, который не боится огня: вместо того, чтобы бежать от пламени, он подходит к пламени и берет горящую палку... Разве это не безумие? Разве предки человека не были безумны? Они могли быть совсем не похожи на современных обезьян, но, кто бы это ни был, они стали людьми, научившись, благодаря абстрактному мышлению, преодолевать стереотипы мышления, научившись сходить с ума.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОМИНИДОВ
Вероятно, именно склонность к экспериментам с собственной психикой отличила гоминидов от остальных животных. Зная, как изобилует растительный мир психоактивными веществами, можно предположить, что эволюционные изменения мыслительных функций у человекообразных происходили не без участия этих растений. По мнению некоторых ученых, галлюциногены, содержащиеся в грибах, явились как раз тем природным агентом эволюции, который оказался в пищевом рационе любознательных зверей, оценивших возможность периодически менять восприятие реальности. Известно, что воздействие этих веществ необычайно оживляет воображение человека. Мощнейшие усилители ментальных процессов - так охарактеризовал галлюциногены известный психиатр С. Гроф (Области человеческого бессознательного, 1989), имеющий богатый опыт в исследовании психоделических препаратов (дословно в переводе с греческого - psyche - душа, delic - расширять).
При употреблении небольших доз обостряется зрение, слух, обоняние, увеличивается чувствительность опорно-двигательной системы. Возможно, это было первой причиной, стимулировавшей интерес животных к галлюциногенным растениям. В дальнейшем, благодаря пищевой стимуляции воображения, сформировалась способность наблюдать за внутренними психологическими событиями, что могло помочь гоминидам развить речевые функции.
Впервые эти идеи высказал американский исследователь Теренс Маккенна. В конце 80-х годов двадцатого века в одной из научных статей он предположил, что катализаторами качественного развития мыслительных способностей у антропоидов могли быть псилоцибиновые грибы. В 1993 году Маккенна опубликовал книгу, где обосновывает эти предположения и, в частности, пишет:
«В поисках причинного агента, способного обеспечить синергию познавательной активности и тем самым сыграть определенную роль в возникновении гоминидов, исследователи могли бы давным-давно обратиться к растительным галлюциногенам, не будь мы так склонны упорно избегать идеи о том, что нашему высокому положению в иерархии природы мы как-то обязаны влиянию растений или каких-то других естественных сил...» (Food of The Gods, NY, 1992, с. 78).
В научной литературе есть данные о диких гориллах, которые откапывают и поедают корни кустарника ибога, после чего поведение обезьян значительно меняется (растение содержит ибогаин - сильный галлюциноген). Однако наиболее доступен для животных псилоцин и псилоцибин, встречающийся в нескольких десятках видов грибов. Чтобы получить хорошо заметный эффект человеку достаточно съесть 5 граммов сушенного грибного вещества; то есть 2-3 гриба, если речь идет о тропическом stropharia cubensis, или 2-3 десятка мелких грибов типа psilocybe semilanceata, растущих в северных широтах.
Ссылаясь на ранние научные публикации Т. Маккенны (1988), известный российский математик и философ В. В. Налимов в книге «Спонтанность сознания» неоднократно останавливает свое внимание на этой гипотезе: «Если мы готовы сколько-нибудь серьезно отнестись к роли галлюциногенных растений в развитии спонтанного воображения, то нам придется признать, что и в непосредственно окружающей нас Природе предусмотрительно заложено нечто нужное для эволюционного толчка». (М., 1989 г., с. 230).
В состоянии экстатического опьянения скорость анализа восприятия такова, что мгновение становится вполне наблюдаемой реальностью. Внимание успевает задержаться на деталях, которые прежде оставались незамеченными. Возможно, именно это помогло гоминидам научиться ловко управлять звуком собственного голоса. Американский этнограф Марлин Д. Риос в конце 80-х годов пишет книгу «Растительные галлюциногены», где так же предполагает, что эти растения сыграли важную роль в эволюции Гомо сапиенс как вида: «Отдельные виды психотропных растений, с которыми экспериментировали еще с ранних времен, могли стимулировать речь и общение, благодаря необычному восприятию реальности. А это, в свою очередь, стимулировало их дальнейшее употребление». (1990, с. 13).
Язык, имеющий особенность все время видоизменяться, со временем становился главным инструментом развития сознания древних людей, отменяя необходимость физиологической стимуляции мыслительных процессов. Но до отказа от галлюциногенов было еще очень далеко: с накоплением знаний возникала традиция сакрального и лечебного применения этих веществ - шаманизм. На определенном этапе осознавания себя древние люди стали поклоняться экстатическому переживанию, а растения, вызывающие экстаз, почитать как священные.
Однако по мере усложнения социального устройства племен групповое употребление галлюциногенов уступало место их санкционированному использованию служителями религиозных культов. Вещества, вызывающие познавательное экстатическое опьянение, с некоторых пор стали использовать лишь «посвященные». Постепенно история о том, как зверь научился играть с рассудком, окруженная мифами и спрятанная в метафоры, превратилась в тайну.
АРХАИЧНАЯ ДУХОВНОСТЬ
Архаичное мироустройство, основанное на поклонении экстатическим переживаниям, существовало, по мнению историков, более 50 тысяч лет. Первобытный шаманизм стал своеобразной колыбелью цивилизации, источником основополагающих мифов и первых религий. Наскальная живопись, обнаруженная на юге Алжира, в местности, именуемой Тассилин-Аджер, датируется периодом позднего неолита. Сохранившиеся фрески изображают танцующие человеческие фигуры, покрытые грибами; в руках они держат те же грибы. Т. Маккенна полагает, что за 12 тысяч лет до нашей эры здесь мог быть тот самый «Рай», утрата которого породила известный мотив мифологии - идею безвозвратно ушедшего периода изобилия, партнерства и социальной гармонии.
По мнению некоторых исследователей, матриархат - одна из возможных моделей культуры Партнерства. Традиции лечебного и магического использования галлюциногенных трав и грибов изначально поддерживались женщинами, так как они занимались сбором растений и лучше знали их действие. Предполагается, что Партнерские модели общества предшествовали Владыческим; впоследствии конкурировали с ними и были вытеснены. Цивилизация, возникшая на останках Архаичного, - «мужская» культура отличалась повышенной агрессивностью, поскольку применяла охотничьи повадки во внутривидовых взаимоотношениях. В период расцвета мужской культуры Владычества могли произойти коренные перемены в традиции потребления опьяняющих зелий: использование галлюциногенных растений стало привилегией особой касты людей, а широкое распространение получили успокаивающие, обезболивающие и снимающие усталость средства (опий, алкоголь, кока, эфедра и другие).
Архаичная духовность подразумевала чувственную, интимную веру в сверхъестественное, возникавшую из непосредственного экстатического опыта. Окруженные загадочной природой, вовлеченные в бесконечный процесс ее изучения, древние люди доверяли голосу Иного, который звучал изнутри особенно отчетливо, когда употребляли священные растения. Вокруг использования этих трав и грибов возникали ритуалы, формировались системы ценностей и знания, объясняющие природные взаимосвязи. Но главный источник их переосмысления - личное трансцендентное переживание на определенном историческом этапе оказалось под запретом: ритуалы шаманизма, его мироощущение и сам экстатический опыт стали восприниматься как что-то примитивное и порочное. Антрополог М. Добкин де Риос, известная своими исследованиями этнических групп, традиционно употреблявших галлюциногены, пишет следующее:
«В тех обществах, где люди считают непосредственное восприятие единственным верным путем, ведущим к знанию, подобные растения принимают с восторгом и трепетом. Как только среди людей оказываются религиозные функционеры и начинают проповедовать доктрины относительно сверхъестественного и того, как к нему приблизиться, галлюциногены либо совсем исчезают из употребления, либо становятся привилегией элиты»... [Растительные галлюциногены, с. 213-214]
Понимание древнейшей взаимосвязи между использованием галлюциногенных растений и ростом самосознания человека едва ли могло удержать властителей и жрецов от соблазна убрать эти зелья от простого народа. Наверно поэтому с развитием государственности все большее распространение получали средства, опьяняющий эффект которых вовсе не способствовал раскрытию воображения, зато превращал людей в выносливую и покорную рабочую силу.
Если расценить употребление психоделических растений как стартовый толчок для возникновения языка и культуры, то люди уже давно научились обходиться без этих средств. Если же рассматривать галлюциногены как природные инструменты, раскрывающие воображение, то без них рефлексия должна слабеть, а исторический отказ от их использования мог способствовать закрепощению самосознания людей. Ведь чем активнее внутренний диалог, тем легче человек обретает новое качество обладания собой.
Без углубленной метафизической рефлексии, которую обеспечивало экстатическое опьянение, будучи почитаемой культурной традицией, религиозное мироощущение потеряло свою чувственную основу, и самоанализ перестал быть чем-то важным и сокровенным.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Различные фазы засыпания и пробуждения, сексуальные эмоции, гипноз, длительное одиночество, гипервентиляция организма (перенасыщение крови кислородом) или, наоборот, задержки дыхания, болезни, воздействие ядов и психоактивных веществ, обморок и кома - все это вызывает изменение характера мышления, глубины и способа самосознания. Перестройка важных смысловых комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, также влечет ощутимое изменение сознания. Измененным можно назвать сознание людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис и многое другое.
Новые теории сознания, получившие распространение в конце двадцатого века (теория Ч. Тарта, К. Мартиндейла, А. Дитриха и другие), представляли индивидуальное сознание как упорядоченную комбинацию физиологических и ментальных процессов которая обеспечивает существование организма - контроль над собой. Однако ученые подчеркивали неясность базисных представлений о структуре самой реальности. Сознание может быть представлено как объективная информационная программа скрыто существующая в Природе. В этом случае человеческая способность мышления представляется как способ взаимодействия с этой программой.
Способность видеть ту или иную систему смысловых связей между отраженными образами действительности зависит от активности мышления, то есть скорость психических процессов определяет состояние сознания. Если главная жизненная задача индивида - совершенствовать управлением организмом и его поведением, то стремление меняться должно быть присуще человеку изначально, и нормальным, обыденным, бодрствующим состоянием его сознания следует считать постоянное обновление смысловых структур. Видимо, поэтому опьянение так привлекательно для человека - воздействие психоактивных веществ непосредственно связано с качеством мышления, которое определяется скоростью протекания ментальных процессов.
Представление о сознании, как о процессе прохождения различных психических состояний под воздействием внешних и внутренних факторов, является общим для исследований в этой области. В то же время само понятие сознания остается спорным. Однозначное определение дать невозможно, поскольку речь идет о самой загадочной области человеческого опыта. Противоречивые суждения базируются в своей основе на позициях идеального и материального толкования мира.
Согласно идеалистическому толкованию, существующий мир - это система взаимосвязей - информационное поле смыслов и команд, организующих реальность и на уровне мельчайших частиц и на уровне социальных процессов... Другое мнение гласит, что материя (атомы, молекулы, клетки и организмы) - единственно существующий мир, а взаимосвязи между элементами, из которых состоит материя, существуют лишь в воображении человека и не могут быть названы действительностью или особой реальностью, существующей изначально (как мир идей у Платона). В зависимости от способа толкования мира исследователи называют сознанием либо смыслообразующую и мотивирующую функцию человеческого мозга, либо - общее виртуальное пространство природы, куда люди способны заглядывать мысленно, благодаря возможности моделировать картину мира в уме, то есть благодаря абстрактному мышлению и языку.
Зная принципы работы компьютерных сетей, трудно отрицать существование гораздо более сложных моделей в природе. Если в уме человека раскрываются двери виртуального пространства, то сознанием следует называть не только смыслообразующую функцию мозга или информационное поле, мотивирующее индивида, а саму действительность, как систему отношений... В начале ХХ века К. Г. Юнг назвал эту действительность «коллективным бессознательным», подразумевая, в частности, что мир осознанный подчиняется людям, а мир еще не осознанный управляет ими.
«Современная культура, - писал в автобиографии Юнг, - в своей бесконечной рефлексии, оказалась еще не готовой к восприятию идеи бессознательного и всего, что из нее следует, несмотря на то, что уже полстолетия живет с нею бок о бок. Признание того универсального и основополагающего факта, что психика в существе своем имеет два полюса, - впереди». (Воспоминания, сновидения, размышления, с. 172)
Возможно оборотная сторона видимого физического мира - одно единое сознание, а в уме человека - его индивидуальная интерпретация, возникающая в результате попыток отразить верные смысловые взаимосвязи, существующие между предметами и явлениями в действительности. Функция мозга, в таком случае, накапливать (запоминать) личный опыт чтобы лучше «считывать», то есть понимать это объективное Сознание. И самое удивительное свойство человеческого ума - мистический опыт - это способность к непосредственному диалогу с тем Целым, частью которого является индивид. Из этого внутреннего диалога возникла и развивается культура.
Если вы намеренно избираете меньшее, чем то, на что вы способны, то я предупреждаю вас: вы будете глубоко несчастны до конца своей жизни... (А. Г. Маслоу)
ВСТУПЛЕНИЕ
Человек - существо противоречивое: его желания спорят между собой, а возможности закованы в слабость. Однако, уделив должное внимание внутреннему диалогу с загадочным собеседником в глубине души, люди понимают собственную противоречивость, предвидят страсти и вовремя направляют их силу в созидательное русло.
Здравомыслящий человек всегда в поисках того, что незаметно изнутри вмешивается в его судьбу через его же слова и поступки. На отвоеванной у собственной глупости территории он строит новые представления о себе, чтобы не повторять старых ошибок. Избегающий внутренних перемен боится самокопания и живет суетой или догмой, охраняя сложившееся состояние сознания от любых изменений.
Но все мы - странники в мире смысла. Мы путешествуем из одних представлений в другие. Таково свойство абстрактного мышления - всегда предполагать Иное. Судьба человека - искать Иное. Поэтому ниже пойдет речь об истории возникновения способности меняться, об особенностях самоанализа, о привычках, которые неразрывно связаны с человеческим счастьем и наказанием - с рефлексией.
Благодаря абстрактному мышлению, люди замечают недостатки существующего положения вещей и обречены на вечное беспокойство, которое заставляет их искать перемен, выдумывая всевозможные приспособления для жизни - язык, одежду, орудия труда... Так возникает культура и словно лестница ступенька за ступенькой уводит людей из тьмы незнания и страха в мир здравомыслия и радости. Культура защищает от опасностей, в том числе и от внутренних. Шагая по этой лестнице, люди осознают собственное безумие.
Корень безумия в противоречиях, которые легли в основу драмы человеческого сознания. Очевидная необходимость и столь же очевидная невозможность знать правду о себе сводят человека с ума. В психологическом смысле безумие - это момент хаоса в процессе личностного перерождения. Явление иррациональное и даже сверхъестественное. Когда, покинув одну систему представлений, человек еще не обрел новую картину мира, его поступки мотивирует внутренний хаос... При внимательном культурном отношении встреча с ним становится обновляющим переживанием, способным освободить человека от неосознанной мотивации и свойственных ей жизненных неудач.
Глубоко интимные бредовые интерпретации живут в мыслях каждого и проникают в поступки, если вместо того, чтобы внимательно изучать внутренний мир, человек любыми способами старается о нем забыть. Хороший хозяин содержит в чистоте каждый угол своего дома, и, наверное, людям позволено произвольно менять состояние сознания как раз для того, чтобы они лучше знали себя и умели достойно переживать собственную противоречивость. Подлинное пробуждение начинается с того момента, когда люди осознают присутствие Иного в своем сознании и наделяют сверхъестественными чертами этого внутреннего Собеседника.
Что может быть прекраснее возможности отвлечься от внутренней драмы, погрузившись в среду социальных взаимодействий, в атмосферу суеты и занятости любимым делом? Но если человек боится непознанного в себе, если он отказывается от этой схватки, он выращивает в себе зло - страх и слабость. Лишь в борьбе за самообладание, он учится управлять страстями и только так может в полной мере насладиться жизнью.
АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ
Отражение - общеизвестное свойство материи, которое можно заметить всюду. Это не просто реакция объекта на внешнее воздействие. Отражение - это взаимосвязь, а вселенная - лабиринт взаимосвязей. Люди замечают это тоже благодаря отражению, то есть, благодаря способности наблюдать (отражать) собственное отношение к переменам внутри себя и снаружи. Это свойство называют абстрактным мышлением. Принято считать, что появление такой способности обеспечило развитие речи у древнейших предков человека - антропоидов или гоминидов.
Абстрактное мышление или «представленность» отражаемого самому субъекту иногда ощущается как присутствие внутреннего наблюдателя, созерцающего личную драму индивида. Это ощущение таинственно и мистично. В определенных ситуациях внутренний наблюдатель открывается как надличностный или трансперсональный полюс сознания, который подчиняет интересы Эго.
Теоретически абстрагирование (от латинского abstractio - отвлечение) означает особую внутреннюю свободу внимания, позволяющую мысленно вычленить фрагмент из общей картины восприятия для отдельного отвлеченного рассмотрения. Результатом абстрагирования является абстракция - «отвлеченное» от частных проявлений общее свойство предметов или явлений. Такая умственная операция требует особой скорости ментальных функций. По мнению некоторых ученых, когда-то на заре человечества именно изменение скорости мышления повлекло формирование нового типа сознания, отличившего гоминидов от остальных зверей.
Среди гипотез о возникновении человека общеизвестна эволюционная теория, согласно которой происхождение древнейших людей выглядит как доисторический процесс научения животных самообладанию. Звери не способны осознать собственную вовлеченность в сложившийся порядок вещей: изменить способ охоты, соперничества или общения с подобными себе. Однако гоминиды - предположительные предки людей загадочным образом усложнили повадки: они стали мечтать и осуществлять мечты. Появление языка дало им возможность конструировать представления виртуально - в личном и коллективном воображении независимо от непосредственно наблюдаемой реальности.
Своеобразную модель эволюции сознания человекообразных можно увидеть на примере развития вычислительных машин, в основе действия которых заложен тот же принцип рефлексии - отражение сигнала. Мощность компьютера увеличивалась благодаря повышению скорости процессора. Высокая частота сигналов, осуществляющих информационные взаимодействия, позволяла усложнять задачи, сокращала время, требующееся на их решение. Возможно, как раз изменение скорости ментальных функций повлекло формирование нового типа мышления у гоминидов. Определенные и весьма специфические перемены в их деятельности могли повлиять на проводниковые свойства биологической ткани мозга и тем самым способствовать раскрытию воображения. А именно - появление привычки употреблять галлюциногенные растения...
Растворение в экстатическом переживании и последующее пробуждение от грез в новом качестве осознания себя - эта незатейливая игра зверей-наркоманов могла приучить их наблюдать и называть события внутреннего мира. Познав опьянение, гоминиды сделали его своей привычкой, своим образом жизни, превратив существование в бесконечный внутренний диалог, в игру с самим собой. Так их разум стал похож на поле сражения противоречивых желаний, мечты и реальности. Покой инстинктивного разума сменило изнурительное безумие самосознания. Люди - беспокойные существа, когда-то измученные самонаблюдением до такой степени, что устыдились собственной наготы и даже перестали есть растения, с помощью которых приобрели свое человеческое счастье и наказание - рефлексию.
Когда животное перестает подчиняться инстинкту оно сходит с ума, ведь инстинкт - это «ум» животного. К примеру, безумен зверь, который не боится огня: вместо того, чтобы бежать от пламени, он подходит к пламени и берет горящую палку... Разве это не безумие? Разве предки человека не были безумны? Они могли быть совсем не похожи на современных обезьян, но, кто бы это ни был, они стали людьми, научившись, благодаря абстрактному мышлению, преодолевать стереотипы мышления, научившись сходить с ума.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОМИНИДОВ
Вероятно, именно склонность к экспериментам с собственной психикой отличила гоминидов от остальных животных. Зная, как изобилует растительный мир психоактивными веществами, можно предположить, что эволюционные изменения мыслительных функций у человекообразных происходили не без участия этих растений. По мнению некоторых ученых, галлюциногены, содержащиеся в грибах, явились как раз тем природным агентом эволюции, который оказался в пищевом рационе любознательных зверей, оценивших возможность периодически менять восприятие реальности. Известно, что воздействие этих веществ необычайно оживляет воображение человека. Мощнейшие усилители ментальных процессов - так охарактеризовал галлюциногены известный психиатр С. Гроф (Области человеческого бессознательного, 1989), имеющий богатый опыт в исследовании психоделических препаратов (дословно в переводе с греческого - psyche - душа, delic - расширять).
При употреблении небольших доз обостряется зрение, слух, обоняние, увеличивается чувствительность опорно-двигательной системы. Возможно, это было первой причиной, стимулировавшей интерес животных к галлюциногенным растениям. В дальнейшем, благодаря пищевой стимуляции воображения, сформировалась способность наблюдать за внутренними психологическими событиями, что могло помочь гоминидам развить речевые функции.
Впервые эти идеи высказал американский исследователь Теренс Маккенна. В конце 80-х годов двадцатого века в одной из научных статей он предположил, что катализаторами качественного развития мыслительных способностей у антропоидов могли быть псилоцибиновые грибы. В 1993 году Маккенна опубликовал книгу, где обосновывает эти предположения и, в частности, пишет:
«В поисках причинного агента, способного обеспечить синергию познавательной активности и тем самым сыграть определенную роль в возникновении гоминидов, исследователи могли бы давным-давно обратиться к растительным галлюциногенам, не будь мы так склонны упорно избегать идеи о том, что нашему высокому положению в иерархии природы мы как-то обязаны влиянию растений или каких-то других естественных сил...» (Food of The Gods, NY, 1992, с. 78).
В научной литературе есть данные о диких гориллах, которые откапывают и поедают корни кустарника ибога, после чего поведение обезьян значительно меняется (растение содержит ибогаин - сильный галлюциноген). Однако наиболее доступен для животных псилоцин и псилоцибин, встречающийся в нескольких десятках видов грибов. Чтобы получить хорошо заметный эффект человеку достаточно съесть 5 граммов сушенного грибного вещества; то есть 2-3 гриба, если речь идет о тропическом stropharia cubensis, или 2-3 десятка мелких грибов типа psilocybe semilanceata, растущих в северных широтах.
Ссылаясь на ранние научные публикации Т. Маккенны (1988), известный российский математик и философ В. В. Налимов в книге «Спонтанность сознания» неоднократно останавливает свое внимание на этой гипотезе: «Если мы готовы сколько-нибудь серьезно отнестись к роли галлюциногенных растений в развитии спонтанного воображения, то нам придется признать, что и в непосредственно окружающей нас Природе предусмотрительно заложено нечто нужное для эволюционного толчка». (М., 1989 г., с. 230).
В состоянии экстатического опьянения скорость анализа восприятия такова, что мгновение становится вполне наблюдаемой реальностью. Внимание успевает задержаться на деталях, которые прежде оставались незамеченными. Возможно, именно это помогло гоминидам научиться ловко управлять звуком собственного голоса. Американский этнограф Марлин Д. Риос в конце 80-х годов пишет книгу «Растительные галлюциногены», где так же предполагает, что эти растения сыграли важную роль в эволюции Гомо сапиенс как вида: «Отдельные виды психотропных растений, с которыми экспериментировали еще с ранних времен, могли стимулировать речь и общение, благодаря необычному восприятию реальности. А это, в свою очередь, стимулировало их дальнейшее употребление». (1990, с. 13).
Язык, имеющий особенность все время видоизменяться, со временем становился главным инструментом развития сознания древних людей, отменяя необходимость физиологической стимуляции мыслительных процессов. Но до отказа от галлюциногенов было еще очень далеко: с накоплением знаний возникала традиция сакрального и лечебного применения этих веществ - шаманизм. На определенном этапе осознавания себя древние люди стали поклоняться экстатическому переживанию, а растения, вызывающие экстаз, почитать как священные.
Однако по мере усложнения социального устройства племен групповое употребление галлюциногенов уступало место их санкционированному использованию служителями религиозных культов. Вещества, вызывающие познавательное экстатическое опьянение, с некоторых пор стали использовать лишь «посвященные». Постепенно история о том, как зверь научился играть с рассудком, окруженная мифами и спрятанная в метафоры, превратилась в тайну.
АРХАИЧНАЯ ДУХОВНОСТЬ
Архаичное мироустройство, основанное на поклонении экстатическим переживаниям, существовало, по мнению историков, более 50 тысяч лет. Первобытный шаманизм стал своеобразной колыбелью цивилизации, источником основополагающих мифов и первых религий. Наскальная живопись, обнаруженная на юге Алжира, в местности, именуемой Тассилин-Аджер, датируется периодом позднего неолита. Сохранившиеся фрески изображают танцующие человеческие фигуры, покрытые грибами; в руках они держат те же грибы. Т. Маккенна полагает, что за 12 тысяч лет до нашей эры здесь мог быть тот самый «Рай», утрата которого породила известный мотив мифологии - идею безвозвратно ушедшего периода изобилия, партнерства и социальной гармонии.
По мнению некоторых исследователей, матриархат - одна из возможных моделей культуры Партнерства. Традиции лечебного и магического использования галлюциногенных трав и грибов изначально поддерживались женщинами, так как они занимались сбором растений и лучше знали их действие. Предполагается, что Партнерские модели общества предшествовали Владыческим; впоследствии конкурировали с ними и были вытеснены. Цивилизация, возникшая на останках Архаичного, - «мужская» культура отличалась повышенной агрессивностью, поскольку применяла охотничьи повадки во внутривидовых взаимоотношениях. В период расцвета мужской культуры Владычества могли произойти коренные перемены в традиции потребления опьяняющих зелий: использование галлюциногенных растений стало привилегией особой касты людей, а широкое распространение получили успокаивающие, обезболивающие и снимающие усталость средства (опий, алкоголь, кока, эфедра и другие).
Архаичная духовность подразумевала чувственную, интимную веру в сверхъестественное, возникавшую из непосредственного экстатического опыта. Окруженные загадочной природой, вовлеченные в бесконечный процесс ее изучения, древние люди доверяли голосу Иного, который звучал изнутри особенно отчетливо, когда употребляли священные растения. Вокруг использования этих трав и грибов возникали ритуалы, формировались системы ценностей и знания, объясняющие природные взаимосвязи. Но главный источник их переосмысления - личное трансцендентное переживание на определенном историческом этапе оказалось под запретом: ритуалы шаманизма, его мироощущение и сам экстатический опыт стали восприниматься как что-то примитивное и порочное. Антрополог М. Добкин де Риос, известная своими исследованиями этнических групп, традиционно употреблявших галлюциногены, пишет следующее:
«В тех обществах, где люди считают непосредственное восприятие единственным верным путем, ведущим к знанию, подобные растения принимают с восторгом и трепетом. Как только среди людей оказываются религиозные функционеры и начинают проповедовать доктрины относительно сверхъестественного и того, как к нему приблизиться, галлюциногены либо совсем исчезают из употребления, либо становятся привилегией элиты»... [Растительные галлюциногены, с. 213-214]
Понимание древнейшей взаимосвязи между использованием галлюциногенных растений и ростом самосознания человека едва ли могло удержать властителей и жрецов от соблазна убрать эти зелья от простого народа. Наверно поэтому с развитием государственности все большее распространение получали средства, опьяняющий эффект которых вовсе не способствовал раскрытию воображения, зато превращал людей в выносливую и покорную рабочую силу.
Если расценить употребление психоделических растений как стартовый толчок для возникновения языка и культуры, то люди уже давно научились обходиться без этих средств. Если же рассматривать галлюциногены как природные инструменты, раскрывающие воображение, то без них рефлексия должна слабеть, а исторический отказ от их использования мог способствовать закрепощению самосознания людей. Ведь чем активнее внутренний диалог, тем легче человек обретает новое качество обладания собой.
Без углубленной метафизической рефлексии, которую обеспечивало экстатическое опьянение, будучи почитаемой культурной традицией, религиозное мироощущение потеряло свою чувственную основу, и самоанализ перестал быть чем-то важным и сокровенным.
ИЗМЕНЕННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ
Различные фазы засыпания и пробуждения, сексуальные эмоции, гипноз, длительное одиночество, гипервентиляция организма (перенасыщение крови кислородом) или, наоборот, задержки дыхания, болезни, воздействие ядов и психоактивных веществ, обморок и кома - все это вызывает изменение характера мышления, глубины и способа самосознания. Перестройка важных смысловых комплексов, связанная с узнаванием чего-либо, также влечет ощутимое изменение сознания. Измененным можно назвать сознание людей, переживающих влюбленность, вдохновение, катарсис и многое другое.
Новые теории сознания, получившие распространение в конце двадцатого века (теория Ч. Тарта, К. Мартиндейла, А. Дитриха и другие), представляли индивидуальное сознание как упорядоченную комбинацию физиологических и ментальных процессов которая обеспечивает существование организма - контроль над собой. Однако ученые подчеркивали неясность базисных представлений о структуре самой реальности. Сознание может быть представлено как объективная информационная программа скрыто существующая в Природе. В этом случае человеческая способность мышления представляется как способ взаимодействия с этой программой.
Способность видеть ту или иную систему смысловых связей между отраженными образами действительности зависит от активности мышления, то есть скорость психических процессов определяет состояние сознания. Если главная жизненная задача индивида - совершенствовать управлением организмом и его поведением, то стремление меняться должно быть присуще человеку изначально, и нормальным, обыденным, бодрствующим состоянием его сознания следует считать постоянное обновление смысловых структур. Видимо, поэтому опьянение так привлекательно для человека - воздействие психоактивных веществ непосредственно связано с качеством мышления, которое определяется скоростью протекания ментальных процессов.
Представление о сознании, как о процессе прохождения различных психических состояний под воздействием внешних и внутренних факторов, является общим для исследований в этой области. В то же время само понятие сознания остается спорным. Однозначное определение дать невозможно, поскольку речь идет о самой загадочной области человеческого опыта. Противоречивые суждения базируются в своей основе на позициях идеального и материального толкования мира.
Согласно идеалистическому толкованию, существующий мир - это система взаимосвязей - информационное поле смыслов и команд, организующих реальность и на уровне мельчайших частиц и на уровне социальных процессов... Другое мнение гласит, что материя (атомы, молекулы, клетки и организмы) - единственно существующий мир, а взаимосвязи между элементами, из которых состоит материя, существуют лишь в воображении человека и не могут быть названы действительностью или особой реальностью, существующей изначально (как мир идей у Платона). В зависимости от способа толкования мира исследователи называют сознанием либо смыслообразующую и мотивирующую функцию человеческого мозга, либо - общее виртуальное пространство природы, куда люди способны заглядывать мысленно, благодаря возможности моделировать картину мира в уме, то есть благодаря абстрактному мышлению и языку.
Зная принципы работы компьютерных сетей, трудно отрицать существование гораздо более сложных моделей в природе. Если в уме человека раскрываются двери виртуального пространства, то сознанием следует называть не только смыслообразующую функцию мозга или информационное поле, мотивирующее индивида, а саму действительность, как систему отношений... В начале ХХ века К. Г. Юнг назвал эту действительность «коллективным бессознательным», подразумевая, в частности, что мир осознанный подчиняется людям, а мир еще не осознанный управляет ими.
«Современная культура, - писал в автобиографии Юнг, - в своей бесконечной рефлексии, оказалась еще не готовой к восприятию идеи бессознательного и всего, что из нее следует, несмотря на то, что уже полстолетия живет с нею бок о бок. Признание того универсального и основополагающего факта, что психика в существе своем имеет два полюса, - впереди». (Воспоминания, сновидения, размышления, с. 172)
Возможно оборотная сторона видимого физического мира - одно единое сознание, а в уме человека - его индивидуальная интерпретация, возникающая в результате попыток отразить верные смысловые взаимосвязи, существующие между предметами и явлениями в действительности. Функция мозга, в таком случае, накапливать (запоминать) личный опыт чтобы лучше «считывать», то есть понимать это объективное Сознание. И самое удивительное свойство человеческого ума - мистический опыт - это способность к непосредственному диалогу с тем Целым, частью которого является индивид. Из этого внутреннего диалога возникла и развивается культура.