От религии к социальной теории

Как примерно будет выглядеть эта теория? (См. Табл.1) Её развитие должно стать плодом коллективных усилий. Однако, здесь я хотел бы представить своё видение этой теории, которое можно считать моим вкладом в грядущую дискуссию о природе социальной теории.

Здесь можно исследовать Растафари на трёх уровнях - основы, жизненности (livity) и социальной организации. Так мы сможем сопоставить Растафари как религию и как социальную теорию. Начнём с основ, и среди них - с Маркуса Гарви. С точки зрения религии он считается пророком. Однако, такой взгляд создаёт ряд ограничений, т.к. слова пророка нельзя подвергать сомнению или критиковать. Их можно принять или отвергнуть, слушать или не слушать. Но на уровне соци-альной теории(СТ) Гарви становится общественным активистом. Его можно критиковать, можно находить его ошибки, искать объяснение не-которым его высказываниям, выбирать, какие из его идей принять, а какие - отбросить. При этом Гарви становится человеком, с него сни-мается покров мистицизма. Другими словами, с пророком спорить нельзя, а с общественным активистом можно быть несогласным по многим позициям.

Второй пункт - Библия, основа основ Растафари. Из внимательного чтения Библии возникли многие обычаи, воззрения и перспективы. Некоторые твёрдо верят, что должны читать по главе в день, стараясь понять их и жить в соответствии с этим пониманием. Такова религиозная точка зрения на Библию. Однако, СТ заставляет взглянуть на первую страницу Библии и прочитать примечание, что она была "тщательно пересмотрена", другими словами, сильно изменена, а посему нет особых оснований принимать сей документ буквально. Дело усложняется тем, что в 322г. по указу императора Константина проходил собор епископов, где в Библию были внесены изменения, а также принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии. В следующем году епископы вновь собрались в Никее, где большинством голосов одобрили догмат о непорочном зачатии. На Никейском соборе Иисус Христос был объявлен Богом, равным Отцу и Св. Духу.

Также известно, что большую часть Ветхого Завета можно в аналогичной или изменённой форме найти в книге, известной как Египетская Книга Мёртвых. Последняя старше древнейшей части Библии на тысячи лет. Поэтому с точки зрения СТ мы не можем себе позволить при-нимать Библию более серьёзно, чем любую другую книгу. В Библии есть интересные истории, притчи и высказывания, которые можно тем или иным способом использовать, но нельзя дать ей управлять жизнью человека. Всегда следует ставить вопрос следующим образом: когда написанный текст превратился в божественное откровение? Было ли это между 10-м и 6-м тысячелетиями до Р.Х., когда африканцы из древней долины Нила впервые создали некую систему ценностей, которая существует до наших дней и которая содержится в Библии? Было ли это 4 тысячи лет до Р.Х., когда появился переработанный вариант Книги Мёртвых? Или же это произошло на Никейском соборе, когда епископы приняли часть книг, а другие отвергли? Идея божественного откровения существует в нас, в том смысле, что мы можем определить, что мы считаем плодами этого откровения. Вокруг нас есть много вещей, которые, по-моему, подходят под это понятие, например многие песни Боба Марли, из-за понимания состояния человека, которое они дают. Итак, мы не можем быть рабами чужих идей о том, что есть, а что не есть божественное откровение. Мы должны сами отвечать на эти вопросы в своё время.

Третий фактор, лежащий в основе Растафари - Творец. Творец - миф, присутствующий в большинстве религий. Растафари признаёт подлинным и живым Богом Его Императорское Величество Императора Хаиле Селассие. Тем, кто начинает с этого положения, следует вернуться к двум другим пунктам, о которых мы только что говорили, т.е. к пророчествам Маркуса Гарви и к особому чтению и восприятию текстов Библии. С одной стороны, если идти от религии к СТ и использовать африканское мировоззрение, то человек и Бог суть одно и то же, а идея Творца лишь служит культурной связью. Мы все сотворены по образу Божию, следовательно, Бог должен быть внешне похож на нас. Смотря в зеркало, человек видит Бога, который смотрит на него оттуда. С точки зрения СТ человек полностью принимает идею Бога, согласующуюся с его собственной культурой, безо всяких оговорок или обращений за одобрением к внешним источникам. Здесь мы видим, что концепция Творца в качестве культурной связи означает, что Творец может открываться человеку только способом, согласующимся с культурой этого человека.

Четвёртый пункт, связанный с основами Растафари - Африка. В религии Растафари Африка фигурирует гл. обр. в связи с вопросом о репатриации. Последняя желательна и, безусловно, возможна. Однако, переходя в область СТ, обнаруживается параллельная концепция всепланетного панафриканизма. Только через неё можно добиться репатриации. Религиозный взгляд сам по себе не даёт механизма для её осуществления, давая лишь контекст для концентрации внимания на этом вопросе. Мы видим черты этой реальности в песне Боба Марли, где он призывает Африку объединиться, ибо её дети хотят вернуться домой ("Africa Unite"). Мы видим, что репатриация зависит от развития Чёрного Национализма и панафриканизма. Здесь требуется соответствующая методология, а не только романтические стремления.

Второй обширный круг вопросов, связанных с Растафари - жизненность. В примерном переводе это означает стиль жизни, образ жизни. Здесь первый пункт - пища. С религиозной точки зрения часто говорится, что Растаманы не употребляют многие продукты, обычные в местном рационе. Обоснования этого обычно берётся в Библии, а иногда - из космических откровений. Однако, перенося этот вопрос в область СТ, можно обнаружить, что это действительно имеет смысл - есть натуральные продукты, отдавая предпочтение низшим звеньям пищевой цепи. В пользу этого можно привести много экономических и научных доказательств.

Второй пункт - ганджа. Религия даёт основанную на Библии санкцию на использования этого растения в ритуальных целях. СТ заметно расширяет и углубляет этот вопрос. Мы знаем, что многие природные вещества оказывают на человека благотворное психологическое или лечебное воздействие. Сегодня мы знаем, что по крайней мере 90 всех используемых ныне лекарств изготовлены или синтезированы на основе природных веществ, т.е. веществ, встречающихся в природе. Со временем мы обнаруживаем, что многие вещи имеют полезное применение, о котором мы и не подозревали. С другой стороны, кто имеет право навязывать взрослому человеку директиву о том, что лист некоего растения, выращенного самой природой, никоим образом нельзя использовать? Подобное насилие не имеет оправдания ни с какой точки зрения. Итак, мы видим, что в области СТ нет необходимости менять этот обычай. Возможно, однако, расширение сферы используемых веществ, а также поощрение исследований полезных свойств природных веществ.

Третий пункт вопроса о жизненности - внешний вид человека. Здесь религия и СТ во многом согласны друг с другом. На обоих уровнях отрицается искажение естественного облика человека и признаётся, что человеку следует культивировать африканский облик и годиться им. Однако, есть и различия: с точки зрения религии Растафари ношение дреда как психических антенн является идеальным, тогда как с точки зрения СТ Растафари оно необязательно. Любая манера ношения волос человеком африканского происхождения, согласующаяся с поддержанием африканского внешнего вида, не требующая использования едких химикалий, горячей завивки или искажающих природный облик веществ (красителей и т.д. -В.), вполне приемлема. Мы знаем много способов, как ухаживать за собой, даже в самых суровых условиях. С точки зрения религии Раста должен полностью отказаться от ношения драгоценностей и использования косметики. С точки зрения СТ, однако, нам следует помнить, что именно африканский народ стал впервые пользоваться косметикой, и что мы всегда носили золото, серебро и другие художественные украшения. Следовательно, нет оснований отвергать этот обычай и в наши дни. Однако, нам, возможно, придётся отвергнуть его на время, до тех пор, пока мы не выработаем стандарт или, точнее сказать, не вспомним былой стандарт красоты и личной эстетики, основанный на африканской культурной ориентации, в противоположность тому, который мы сейчас видим вокруг. Итак, религиозная традиция лишь предлагает обычаи, а СТ может их объяснить и логически обосновать.

Третья сфера вопросов, где Растафари как религия часто противоречит СТ - социальная организация. Здесь первый пункт - политика. От религиозных людей мы часто слышим, что Раста не вмешиваются в политику. Однако, СТ учит нас, что вмешиваемся мы в политику или нет, она всё равно вмешивается в нашу жизнь. Утверждение о неучастии в политической жизни само по себе есть утверждение политическое. Обычно говорят, что Раста не участвуют в деятельности системы из-за неверного принципа её построения. Переход к СТ показывает, что политика - единственное средство достижения освобождения, средство и механизм социальной организации. Религиозная точка зрения позволяет лишь вымаливать у власть предержащих одолжения. Однако, с точки зрения СТ конечной целью должен стать контроль над государственной властью для построения "нового" африканского общества.

Вслед за политикой идут власть и источники благосостояния. Религиозные Раста часто говорят о концепции общинной жизни (social living). Однако, она не полностью претворяется в жизнь, ведь мы видим много ситуаций, когда Раста угнетают друг друга так же, как и остальное общество. Переходя в область СТ, мы приходим к концепции африканского социализма. Её можно проводить в жизнь, развивать и демонстрировать как идеальный способ, которым мы собираемся распределять власть и источники благосостояния. Она также вполне согласуется с нашей культурной ориентацией.

Последний пункт - насилие. С точки зрения религии обычно говорят, что Растафари против насилия. Раста отвергают насилие. СТ объясняет, что Растафари против насилия, связанного с нападением, т.е. ситуацией, когда один человек или группа людей пытается лишить других людей их жизни, свободы или материальных ценностей. Однако, СТ Растафари отнюдь не против применения насилия с целью защиты, когда взрослый человек защищает себя, свою семью, своих близких, а также борется за освобождение своего народа.

В заключение хочу сказать, что без создания на основе Растафари социальной теории нельзя полностью реализовать взгляды и потенциалы Растафари. Однако, задача определения путей действия СТ не под силу одному человеку, она должна решаться коллективными усилиями. Если люди, разделяющие взгляды Растафари, не начнут развивать социальную теорию, мы увидим, что следующие 50 лет Растафари будет топтаться на месте или отступать назад. Прошедшие 50 лет показывают, что Растафари дало сырой материал, на основе которого можно выстроить концепцию того, как африканцам на Западе добиться освобождения. Однако, решение остаётся за нами, будем ли мы использовать взгляды движения в борьбе за освобождение, или нет.

Самые насущные идеологические вопросы, стоящие перед нами, это кто мы такие как народ и к чему нам следует стремиться. Растафари даёт основу, на которой можно дать ответы на эти вопросы, но без разработки социальной теории ответов, возможно, придётся ждать очень долго.

****

Очень противоречивое у меня отношение к этой статье, а поэтому не могу оставить без комментариев. Сразу бросаются в глаза очень серьезные заблуждения автора в области религии Растафари. Видимо, автор плохо знаком с этим вопросом и знания, явно, очень однобоки. То же самое можно сказать и о комментариях автора в области Христианства. Растафари - это очень воинственная религия, растаманы не только защищают свои права, но и сражаются за них. Божественность же Хайле Селассие признают не все растафарианские течения, а уж с Творцом - это уж он точно перегнул сильно, хотя, безусловно, почти все признают его фигуру значимой в истории религии и движения, но вот "статусы" у H.I.M. самые разные в разных течениях.

Что касается Библии - Библии и в помине не было, когда появилось Растафари, да мудрая книга когда-то была, когда-то очень давно, пока ее не переписали несчетное количество раз на все лады все кому не лень. Кому интересен вопрос - читайте Блавацкую, она об этом много написала, а на портале, посвященном Растафари, не вижу смысла это приводить - слишком разные это вещи - Христианство и Растафарианство. У Растафари есть свои священные книги, хотя, безусловно, согласно древней африканской традиции, истории создаются не затем, чтобы их записывали и чтобы они отлились в неподвижный кокон. Они рассказываются. Но сейчас уже в области растафари немало трудов опубликовано, и эти истории уже можно прочитать. Прочитать можно и на нашем сайте, и на Русской Странице Живаго Джа, и в Книге Мудрости Растафари Кебра Нагаст, да и много еще где - сегодня история этой древней религии уже сильно изучена и все материалы доступны. Но поскольку датирована эта статья датой более ранней, чем дата моего рождения, возможно тогда у автора и не было возможности лучше изучить этот вопрос.

Так же автор почему-то решил, что религия Растафари не позволяет вмешиваться в политику. Уж это перегнул - так перегнул.... Это просто популяризация растафари как моды, при отсутствии информации по растафарианству, принесло свои плоды - появилось много укурков, которые одели красно-желто-зеленые шапочки и решили что они от этого растаманами стали, сидят в этих шапочках у себя дома в креслах и им лень что-то делать, вот они и придумали этот миф про невмешательство в политику. А на самом деле, растаманы всегда принимали участие в политике, всегда за свои права боролись, а без участия в политике это было бы не возможно.

Очень любопытно, откуда автор взял информацию о том, что религия растафари имеет что-то против косметики и украшений? Сам же, в общем-то, тут же и объяснил всю бредовость данного заявления. Никогда растаманы ничего против косметики и украшений не имели!

Забавное высказывание о ритуальных целях использования ганджи.... Хотела бы я услышать ответ автора этой статьи на вопрос как это.... Нет, конечно, я и сама несколько примеров привести могу, но ганджа - эта трава мудрости, которую курят для единения с Джа и познания этой самой мудрости - по крайней мере, это основное ее использование. Ритуальные обряды, конечно, тоже имеют место быть самые разные в разных течениях, но нельзя же так про ганджу... Вот какой это обряд сейчас я совершаю забивая трубку? Хотя, наверно, обряд забивания трубки.... и как сейчас ритуал раскуривания совершу... сразу мудрее Соломона стану... главное тут придерживаться ритуала... Что за бред?

 
Назад
Сверху