Критика Растафари

Если в следующие 50 лет Растафари должно решительно продвинуться с уровня народной культурына уровень, по крайней мере, культуры национальной, мы должны начать активный процесс созидательной критики движения. Первый момент, с моей точки зрения, заключается в том, что Растафари - это в первую очередь зеркало, в котором мы, африканцы Диаспоры, можем увидеть некоторые возможные решения наших проблем идентичности и культуры. Однако, подобно всем зеркалам, это зеркало показывает несколько искажённые образы, а не саму реальность. Второй момент: многие, называющие себя Растафарианами, часто довольно смутно представляют себе прошлое и настоящее Африки. Это создаёт для нашего развития серьёзную проблему, т.к. любая попытка фальсификации фактов прошлого и настоящего неизбежно делает понимание будущего весьма приблизительным, а часто и вовсе невозможным. Человек может обманывать сам себя и прекрасно себя чувствовать, но материальная реальность останется той же. Третий момент: Растафари создало религию, систему мифов. Однако, замену одного набора мифов другим нельзя считать реальным прогрессом. Единственный путь достижения истинного прогресса здесь - создание нового мифа, более гармонично связанного с материальной реальностью человеческого существования, чем старый. Вообще говоря, замена "шила на мыло (a black dog for a monkey)" даёт мало выгоды. К тому же, человек практически не в состоянии определить одну религию как истинную, а другую - как ложную. В лучшем случае можно поместить конкретную религию где-то в промежутке между полезностью и бесполезностью. Полезность религии или мифологии зависит от степени, в которой она помогает людям осознавать реальность и двигаться вперёд. Если она не помогает становлению воина и трансформации человека - она бесполезна. Отсюда вытекает и четвёртый критический момент: религия или мифология не может быть основным средством, с помощью которого человек ищет конкретные решения социальных проблем. В лучшем случае религия или мифология может способствовать развитию и формулированию решений социальных проблем. Так как Растафари создало мифологию, религию, его можно критиковать с той же позиции, с какой вообще обычно критикуют мифологию или религию. Maulana Karenga раз-работал ряд интересных положений, с которых можно критиковать религию, в том числе и Растафарианскую. Негативные черты религий: они часто представляют собой упрощённые и ошибочные ответы на страх, невежество, бессилие и отчуждение, которые могут испытывать люди. Т.е. религия часто является местом, куда люди прячутся от реальности жизни. Часто религия - метод бегства. Не раз религии использовались для отрицания и принижения ценности человека, его способностей, возможностей и достижений. Часто это происходило вследствие чрезмерной веры тому или иному авторитету - пророку, священнику или папе, и эта вера оправдывала действия, при других обстоятельствах могущие считаться достойными порицания. Религия и мифология часто использовались для поощрения и одобрения интеллектуальной замкнутости, нетерпимости и даже политической апатии. Сегодня это происходит во многих частях света, даже в Растафари. Наконец, религия часто является одним из самых эффективных методов управления и эксплуатации народа. Часто указывается, что жречество (священничество) - одна из древнейших профессий, т.е. одна из древнейших форм эксплуатации. Если кто-то ставит себя посредником между человеком и Богом, у него всегда есть возможности для эксплуатации.

Среди положительных черт религии по Maulana Karenga: она может являться источником высших человеческих ценностей. Она также способствует созданию общины, основы для коллективного движения вперёд. С религиозной точки зрения можно выработать психологические методы выживания, столь нужные угнетённым народам. Религия может помочь человеку достичь чувства самосознания, идентифицируя его личность с группой других людей, а также более сознательно определять свою космическую цель. Это вполне подходит к Растафари, где человеческая личность - это больше, чем человек. В Растафари личность(self) - это I&I (индивидуум), представляющий весь коллектив. Наконец, религии потенциально могут быть системой поддержки социальных перемен. Религия может дать почву, санкцию на социальные перемены. Я считаю, что нам нужно изучить эти положительные аспекты религии Растафари и на их основе создавать Растафарианскую социальную теорию. Религия и мифология сами по себе могут завести нас слишком далеко. Сейчас нам нужно сознательно определять, укреплять и развивать принципы и идеи, которые определяют наши отношения друг с другом и с миром, а это, по определению, - социальная теория. Выработка такой теории на основе мифологии и религии Растафари - задача для тех, кто не склоняется ни вправо, ни влево, но твёрдо идёт вперёд, как африканский народ.

 
Назад
Сверху