Культура Растафари, растаманы - кто они

Понятие культуры приносит множеству людей множество проблем, ибо люди часто путают плоды культуры с самой культурой. Мы, как народ, должны прежде всего определить свою культуру, которая, в свою очередь, определит нужную нам политику, экономику и даже пси-хологию. Мы часто замечаем, что если начать с поиска политических или даже экономических решений наших проблем, то это может завести нас в совершенно неожиданные области. Недаром говорят, что в поли-тике всё непостоянно - и враги, и друзья. Если, однако, начать с культуры, то можно обнаружить и вечных врагов, и неизменных друзей. Другими словами, "сперва найдите культуру, а остальное приложится". Но что же такое культура? Попросту говоря, культура предоставляет человеку жизненные пути и подходы к восприятию реальности. Amilcar Cabral в своём эссе "Национальное Освобождение и Культура" напоми-нает, что Геббельс, глава пропагандистской машины нацистской Герма-нии, услышав спор о культуре, хватался за револьвер, кладя тем са-мым конец диспуту. И сегодня можно встретить символически подобный этому ответ, особенно от Чёрных (и Белых - В.)марксистов. Однако, история учит нас, что угнетение может поддерживаться только посто-янным и систематическим подавлением культурной жизни народа. Един-ственная альтернатива у властей - практически полное физическое уничтожение этого народа. Марли постоянно напоминал нам, что мы - уцелевшие (survivors- см. песню "Survival"). Мы пережили охотников за рабами, переезд через океан, рабство и колонизацию. (Подсчитано, что около 20 млн. африканцев погибло в эпоху работорговли, но мы всё ещё здесь и живы.)Поскольку эти меры не уничтожили нас, единст-венным способом сохранения угнетения было развитие аппарата посто-янного подавления наших врождённых культурных устремлений. Если у человека есть чёткая культурная ориентация, то будет очень сложно заставить его работать против коллективных интересов его народа.

Освобождение народа также зависит от того, что происходит на культурном уровне. Первый шаг - это развитие народной культуры. Она отражает врождённые ценности народа. Это бессознательная и гибкая реакция на повседневную жизнь. Этого уровня мы уже достигли. Сегодня Растафари - составляющая народной культуры Ямайки. То же можно сказать и о музыке Reggae. Следующий уровень - развитие национальной культуры. На этом уровне человек способен сознательно развивать и критиковать идеи, основываясь на истории и опыте борьбы. При этом он использует теорию и практику коллективного самосознания. Этого уровня мы ещё не достигли, но движемся к нему. Растафари пока ещё не стало частью национальной культуры Ямайки. Данная работа представляет собой попытку сделать шаг в сторону вывода Раста на уровень национальной культуры. Третий уровень - научная культура, стремление к прогрессу, основывающееся на критическом восприятии достижений человечества. Здесь человек ведёт постоянное исследование, которое тщательно кодифицируется, записывается и распространяется на всё, что можно увидеть и понять. Последняя ступень - развитие универсальной культуры. Здесь человек приходит к гуманизму, уважению, солидарности и преданности всем другим человеческим существам. Однако, чтобы достичь последней ступени, нужно начинать с первой и постоянно трудиться ради выхода к этой последней фазе развития культуры. Следует очень осторожно относится к тем, кто считает себя "человеческими существами", не идентифицируясь при этом с какой-либо иной групповой ориентацией или конкретной культурной перспективой.

Когда мы пытаемся определить свою культуру, перед нами открываются три пути. Во-первых, мы можем сосредоточиться на чужеродной культурной ориентации, окружающей нас последние 400 лет; это в лучшем случае поможет нам понять, до какой степени мы прониклись чужой культурой. Во-вторых, мы можем сосредоточиться исключительно на социально-экономической ситуации, в которой мы находимся; это в лучшем случае покажет нам, до какой степени мы развили механизмы культурной адаптации. Наконец, самое важное, что нам нужно сделать - сосредоточиться на нашем истинном культурном наследии, наследии африканском. Так мы сможем выделить некоторые культурные ориентации, которые соответствуют нашему статусу африканцев. Именно на этой основе мы построим и определим культуру освобождения.

 
Последнее редактирование модератором:
Рассматривая африканское культурное наследие, для более ясного понимания того, что есть африканское мировосприятие, было бы полез-но изучить работы Cheikh Anta Diop, такие как "Африканские источни-ки цивилизации" или "Культурное единство Чёрной Африки", также не-обходимо прочесть Chancelor Williams "Разрушение Чёрной Цивилиза-ции". Ещё полезны труды Yosef ben-Jochannan "Чёрный человек с бере-гов Нила", "Африканские источники основных западных религий". Спи-сок рекомендаций для чтения также включает "Миф, литература и афри-канский мир" Воле Шойинка и все романы Ayi Kwei Armah: Two Thousand Seasons, Why Are We So Blessed?, The Healers, The Beautiful Ones Are Not Yet Born. Ещё необходимо познакомиться с переводом E.A. Wallace Budge Египетской Книги Мёртвых, особенно раздел, касающийся негативных признаний. Этот краткий список завершают John Mbiti "Аф-риканская религия и философия" и George G.M. James "Украденное на-следие". После этого всего полезно прочесть Библию, прочесть с мудростью и пониманием.

Африканское мировоззрение, в двух словах, показывает нам, что время - это вечнотекущее понятие. Время составляют три бесконечные арки, перетекающие друг в друга: прошлое - в настоящее, настоящее - в будущее и будущее - в прошлое. Таким образом, время одновременно движется вперёд, назад и на месте. Пространство принадлежит всему сообществу - мёртвым, живым и нерождённым. Т.е. плоды земли принадлежат тем, кто работает на ней, кто производит их, а не тем, в чьих руках находится капитал. Несмотря на то, что мы знаем из физики о природе вселенной, африканское мировоззрение говорит нам, что люди являются центром мироздания, т.е. вселенная воспринимается с антро-поцентрической точки зрения. Однако, самыми спорными элементами африканского мировоззрения являются понятия Бога и духа. Африканское мировоззрение даёт нам понять, что Бог - это реальность, созданная человеком. Люди творят Богов, а те в ответ творят людей. Другими словами, человек формулирует понятие Бога, а затем это понятие, эта Божия энергия, отвечает создание позитивных ограничений на понятие "человек". С этой точки зрения Бог становится совокупностью возможностей роста, высочайших идеалов, которых можно достичь. Затем они переходят в мифы, где раскрываются в универсальных символах. Тогда дьявол становится совокупностью препятствий, мешающих росту. Этим препятствиям нужно противостоять, их нужно сглаживать, побеждать или ликвидировать. Эти понятие пронизывают всю культуру, за исключением случая, когда народ подвергается угнетению. В последнем случае оказывается, что потенциал роста, заложенный в идее Бога, по-давляется чужой культурой, обычно культурой угнетателей. Когда невозможность роста становится невыносимой, начинается решительная борьба за освобождение. Другой вариант того же процесса: когда раз-вито религиозное сознание, всё, что человек делает, это обожествляет свою культуру, таким образом ставя на ней печать Божией энергии. Маркус Гарви сделал очень много для того, чтобы помочь нам понять это. В его работах можно найти следующее высказывание по поводу образа Бога:

"Если белый человек видит Бога белым, пусть поклонятся своему Богу, как ему угодно. Если Бог жёлтого человека разделяет с ним его расовые признаки, пусть тот поклоняется своему Богу, как считает нужным. Мы, чёрные, нашли новый идеал, пока наш Бог не имеет расовых признаков, хотя человеку и свойственно смотреть на всё со своей колокольни. Тогда как белые видят своего Бога сквозь белые очки, мы только начинаем, хотя и поздно, видеть нашего Бога сквозь нашу собственную призму... Мы будем по-клоняться Ему сквозь призму Эфиопии".

Мы видим, что эволюция Растафари шла под влиянием подобных мыслей, взятых из африканского культурного наследия и, таким образом, из африканского мировоззрения.

 
Назад
Сверху